Вопросы по послушанию

Страницы: 1 2 3 След.
RSS
Вопросы по послушанию
 
вопросы по послушанию собак, обсуждение новых (и не новых) методик дрессировки
 
Предлагаю Вашему вниманию статью:

Социальный инстинкт или с чего начинается дрессировка

Все , о чем я хочу сегодня написать - это важнейший аспект подготовки собак, который, как показывает практика, в силу различных причин, игнорируется как начинающими дрессировщиками , так и дрессировщиками со стажем и опытом.
Значимость социального инстинкта - тема грамотно затронутая не одним авторитетным источником, но так как в каждодневной практике мне приходиться сталкиваться как с обычными хозяевами собак, взявшими собаку для охраны и просто как компаньона (назову их для краткости «любителями»), так и со спортсменами, готовящими собаку для соревнований, то я хочу обратиться именно к этим двум категориям собаковладельцев.

Если понаблюдать за взаимоотношением человек-собака: будь-то прогулка в парке или же выступление на соревнованиях, сразу становится заметна разница между поведением пар, у которых налажено хорошее взаимопонимание и тех, у кого этого нет.
Если собака находится в состоянии « сама по себе «, рыскает в поисках занятия по парку, тянет на поводке по кустам, ищет где бы поиграть и чем бы заняться…., на соревнованиях формально выполняет рутинную программу без радости и концентрации на хозяине, и не может дождаться окончания упражнения - все это проявления отсутствия социального инстинкта в паре проводник –собака.

Когда люди видят собаку готовую работать для хозяина, постоянно ищущую контакта с ним и буквально заглядывающую ему в глаза , они говорят: «собака его любит. Она ему предана до конца!»
Такая собака не ищет развлечений на стороне. Общение с хозяином – одна из наиглавнейших потребностей ее жизни. Говоря профессиональным языком - это и есть «проявление социального инстинкта».
 
Откуда же берется социальный инстинкт и возможно ли его развить?

Социальный инстинкт несомненно обусловлен генетикой. У служебных пород, в силу его значимости в дрессировке, к которой, на моей памяти, еще пару десятилетий назад все их представители привлекались с завидным постоянством, он должен быть развит сильнее. На сегодняшний день список «служебных пород» обладающих нужными в работе и службе инстинктами для специалистов прикладников –дрессировщиков драматически сузился к минимуму и лишь в шоу-выставочной системе он остается многочисленным.
Даже среди таких лидеров служебных пород как немецкая и бельгийская овчарки найти сегодня собаку с нужными инстинктами составляет проблему. Но все ли зависит от генетики? Конечно же, нет. Как и любой иной, социальный инстинкт необходимо развивать.

Разберем первую группу –группу любителей. Среди этой группы часто бытует мнение о том, что собака ДОЛЖНА любить хозяина и выполнять для него работу, так как он ее «любит и кормит, и о ней заботится» или же из « уважения» к нему. В этом кроется основная ошибка. Собаки по своей природе – эгоисты. Кто бы и что бы не говорил, они живут для себя и первоочередная цель их действий направлена на удовлетворение их собственных потребностей. Задачей хозяина является понять ее потребности и путем воспитания и дрессировки, задействуя ее врожденные инстинкты, не ПОДЧИНИТЬ себе собаку( служебная собакa - не дикое животное), а НАПРАВИТЬ ее действия, путем удовлетворения ЕЕ же потребностей, в нужное себе русло.

Часто любитель из людей "в этой жизни социально и материально состоявшихся" взяв собаку для охраны, поручает ее воспитание тренеру и кому-то из своих подчиненных. Он не проводит с собакой время, не принимает участия в процессе воспитания, а затем требует от нее послушания и защиты. Это нонсенс.

В таких случаях я обычно говорю: «Вы приобрели хорошую собаку своему работнику! Мало того, что работник не заинтересован в правильном воспитании такой собаки и, соответственно, не будет следовать всем указаниям тренера, но также формируется провал в отношениях между таким «хозяином» и собакой. В результате, сильная собака в один прекрасный момент не поймет, почему этот «воскресный папа» вдруг решил требовать что либо от нее, и возможен нелицеприятный конфликт. К сожалению, такие случаи не единичны. Что же делать?
 
Либо не заводить сильную собаку, способную на противостояние человеку (читай, способную охранять и защищать), либо самому принимать непосредственное участие в воспитательном процессе. Второе включает в себя время на тренировки и учебу, социализацию, выход на прогулки и «в люди», поездки на площадки. Здесь важен следующий момент. Многие люди из этой группы очень не любят когда щенки на них прыгают, их прикусывают, бегают за детьми…На все на это у них одно решение- наказание. В результате щенок только и слышит: «нет, нельзя, фу…», и получает трепки , колени в грудь, газетой по морде….Откуда в такой схеме взяться социальному инстинкту? Почему собака после этого должна относиться к вам с привязанностью? Попробуйте постоянно наказывать и пресекать ваших расшалившихся детей. Что из них вырастет? Как они будут к вам после этого относиться..?
В то же время существует очень простой путь купирования и форматирования такого поведения. Дать знать, что то или иное поведение является нежелательным нужно, но необходимо дать что либо взамен. Разберем несколько наиболее часто встречающихся примеров.

Покусывание рук или хватка за одежду. Собака удовлетворяет свой инстинкт добычи.

В первую очередь приучите щенка отрицательному маркеру –«нет». Если щенок заигрался кусаясь или висит на одежде, следует остановиться и дать маркер «нет». Если щенок прекратил нежелательное действие - подкрепите его положительным маркером «да» и кормом, а затем игрушкой на веревке и последующей игрой в «потягушки», чтобы с вашим участием он смог удовлетворить свой инстинкт в полную меру.

Если щенок не отпускает, следует его скорректировать. Здесь, если у вас нет опыта, вам понадобится опытный инструктор, который сможет показать вам как правильно корректировать щенка, и какой силы воздействие необходимо. И как правильно затем дать подкрепление (см.выше).
 
Прыжки на хозяина. Удовлетворение социального инстинкта.

Я лично стараюсь общаться со щенками в одежде, которую не жалко. Великолепно то, что щенок хочет быть ближе к вам! Если это убрать рано или же слишком жестко, вы можете потерять доверие щенка к вам навсегда! Прыжки на вас всегда можно убрать позже и безболезненно.

Если же вы решили скорректировать это поведение в щенке, здесь также вам понадобиться помощь опытного инструктора. Необходимо приучить щенка к отрицательному маркеру и затем , когда он прекратил показывать это поведение - подкрепить новое поведение (см.выше). Лучше, если ваш инструктор умеет работать с кликером и маркерами. Тогда работа будет строиться намного быстрее и качественней.

Также кликером и маркерами решаются задачи по приучению к боксу, машине…

Прикусывание детей. Удовлетворение инстинкта добычи.

Эту задачу следует решать сразу по прибытию щенка в дом. Не откладывайте это на потом в надежде на то, что «собака перерастет». Это может печально закончиться. Решается эта проблема так же, как и в первом примере с прыжками и покусыванием рук. Здесь в дрессировке сильно мотивированных собак мы доходим до такого уровня, что собака понимает - для того, чтобы общаться с ребенком , ей для этого необходимо занять рот игрушкой. Тогда она может и общаться с ребенком и кусать (игрушку) одновременно, удовлетворяя все свои инстинкты!

И конечно же необходимо проводить соответствующую воспитательную работу с детьми. Не стоит просто запрещать им возиться со щенком, лучше научить их интерактивной игре, где они сами в качестве дрессировщика смогут научить щенка трюкам. Детям нравятся такие игры!
 
Прогулки и социальный инстинкт.

Если большую часть времени собака проводит в вольере, квартире или боксе, то естественно, что оказавшись на улице, она старается «разрядиться». Как обычно проходят прогулки? С советских времен устоялась прочная традиция – гулять «в тусовке». Т.е хозяин выходит на поляну и выпускает собаку бегать с группой чужих собак , в это время общаясь за сигаретой с другими хозяевами. Долг выполнен – собака набегалась, наигралась, «физически развилась»…. можно идти домой.

Такая практика приводит к массе проблем. В первую очередь –отсутствие культуры приводит к дракам, «наездам» взрослых собак на щенков, травмам…Но даже не это главное. Главное в том, чему и как учится в такой среде ваша собака? Давайте разберем. Прогулка - это то время , когда у большинства владельцев есть время пообщаться с собакой. Выйдя за порог дома о чем думает и на чем сконцентрирована в такой схеме отношений Ваша собака? О Вас? Конечно же, нет! Она думает о том, как бы побыстрее сорваться с поводка и погонять в волю вдали от Вас! И вот изо дня в день ВЫ сами формируете и закрепляете это поведение. Откуда же взяться взаимосвязи между вами, когда Вас либо нет дома, либо Вы попросту тот человек на поводке, который мешает ей наслаждаться игрой или разборками с собаками, поеданию вкусной дряни или же мечению территории… А если она и выполняет команды «ко мне» , «рядом» и т.д то конечно же, как наказание или помеху, вмешавшуюся в ее веселую и свободную жизнь.

Что же делать? Не курить и не "травить" байки, а ОБЩАТЬСЯ с собакой.

Для этого есть масса полезных игр, в процессе которых собака обучается. Все что вам нужно, набить карманы кормом и не забыть любимую игрушку и, конечно же, в первую очередь обратиться к специалисту за знаниями о том, как правильно их использовать. Тогда вам не понадобятся часы на прогулку. За 15-20 минут вы сможете и нагрузить вашу собаку физически и выучить новые навыки, закрепляя уже обученные и самое главное - создать выгодные вам обоим взаимоотношения.

Такая собака, выйдя на прогулку, не рыскает по сторонам в поисках занятия, ее не нужно ловить или шпарить электрошоком, а справив свои естественные потребности, она САМА возвращается к вам для общения. С этого и начинается ДРЕССИРОВКА.
Если же у вас нет времени или нет желания «возиться» со всем этим воспитанием - вы не готовы к содержанию собаки.
Разберем теперь вторую категорию собаковладельцев – категорию т.н. «профи».

Сюда относятся как профессиональные ведомственные кинологи и инструктора площадок (за редкими исключениями, по уровню подготовки и требованиям зачастую находящиеся между любителями и спортсменами), так и спортсмены, выступающие в том или ином виде спорта с собаками. Спортсмены (не беру во внимания отечественные нормативы) являются наиболее подготовленными в понятиях о качественной дрессировке , поскольку повышают свои знания на семинарах с зарубежными специалистами и, выезжая за рубеж, много общаются и перенимают опыт у представителей наиболее развитой кинологической культуры.
 
Итак, о значении социального инстинкта в спортивной подготовке.

Всем тем, кому приходилось выступать в спорте, и кто понимает и ценит качественную работу, безусловно не может не нравится манера управления собакой в стиле Миа Скогстер, Кнута Фухса, Марко Коскенсало, Ивана Балабанова и др. мэтров современного спорта. С некоторых пор зародилась отличная традиция приглашать этих и других ведущих специалистов к нам на семинары. Мы многому у них научились и продолжаем учиться, но парадокс в том , что часто учимся не тому , чему нужно!
Основная ошибка в том, что часто увлекаясь техническими навыками, мы забываем о состоянии собаки, и том самом социальном инстинкте , о котором идет здесь речь.

Не секрет, я часто отказываю именитым спортсменам из стран СНГ в приобретении щенка из нашего питомника. Почему? Да потому, что вижу их отношение к собаке, как к спортинвентарю!

А собака очень чувствует свое к ней отношение и отвечает тем же. Когда-то я этого не понимал. Мне говорили мои бельгийские друзья: «Алекс , хватит тестировать. Верь собаке , ее генетике и она ответит тебе тем же.» … Но я же самый умный. Как это «верь»?! А вдруг косяк замаскирован?! Давай придавим еще и посмотрим, что вылезет…И «вылазило»…Кто ищет, тот всегда найдет…Часто я отказывался от собак, которые в других руках , в последствии работали так, как я мечтал бы чтобы работала моя собака…Век живи, век учись.

Сейчас, много занимаясь тренерской работой, помимо техники выполнения навыков ( спасибо Ивану Балабанову и Майку Эллису), я уделяю особое внимание состоянию собаки. Этому я научился, в основном, у немцев и финнов. Они в этом бесспорные мировые лидеры!

Но что особо беспокоит, так это когда перспективные проводник и собака , в погоне за баллами и результатом, не могут найти или теряют нить доверия во взаимоотношениях.

Это происходит по ряду причин.

Первое – наша культура, в которой похвала или эмоции являются проявлением слабости! Мы мастера требовать, находить недостатки и искать виновных , но хвалить и искренне радоваться не умеем.

Второе – неумение видеть главного. Для многих спортсменов дрессировка- это обучение навыкам. В то время , как дрессировка –это в первую очередь выстраивание гармоничных и доверительных взаимоотношений с собакой!

Что многие видят на семинарах? Каждый свое. Некоторые- как и когда заграничная звезда нажал кнопку ЭШО . Другие- как скорректировал и ПОХВАЛИЛ. Но не все замечают последствия сиих действий на состояние собаки. Когда корректирует и хвалит Кнут Фукс, собака после коррекции подымается в драйве. Когда кнопку нажимает Барт Бэллон, эффект тот же. Когда то же делает иной семинарист-собака работает , но драйв падает. Несколько таких коррекций - и собака потеряна. Когда я делаю замечание, мне отвечают -а тот –то делал так же … Я всегда отвечаю –если бы это было так, у тебя собака работала бы так же, как и у мэтра, но этого не происходит.

Для того чтобы работать как Кнут, Миа или Барт мало того, что необходимо выращивать собаку как они, но и чувствовать собаку нужно так же. А некоторые спортсмены хотят без базовой работы применить «мульки» с семинара и получить такой же результат. Этого не случится.

Часто я наблюдаю такую картину. Человек (спортсмен) приехал на занятие, открыл машину и собака, выпрыгнув из бокса, буквально полетела в поле. Дальнейшее уже известно- такой спортсмен обычно «выезжает» на площадку чуть ли не верхом на собаке, и только там, прокричавши «fuss» и дернув несколько раз поводок , приводит собаку в более-менее вменяемое состояние. Чем такая работа отличается от работы любителя? Да ничем.
 
Те, кто тренируется со мной знают, что я не начинаю занятий с собакой (не щенком), пока она не сможет удержать концентрацию на хозяине на пути от машины или места выгула до тренировочного поля. Но одно дело удержать путем принуждения, а другое – путем мотивации концентрации.

Для поднятия мотивации в дрессировке мы используем игрушки и лакомство. Но не ИГРУШКА должна являться мотиватором, а именно ИГРА с хозяином. Не кусок лакомства, выданный за правиьльное поведение, а именно процесс выдачи лакомства, который должен сопровождаться яркой похвалой и превращаться в праздник для собаки, с хозяином, как главным действующим лицом.

Для того что бы понять разницу проведите простой эксперимент. Возьмите три куска «вкусняшки», и показав его собаке, молча скормите их ей. Затем показав ей следующие три куска собаке предложите убегая от нее, заставляя ее погоняться за рукой с яркой похвалой и оглаживанием другой рукой. Примерно тоже проделайте с игрушкой.

Уверен, что вы сразу увидите разницу в поведении и состоянии собаки.

При правильной работе игрушка и лакомство постепенно отходят на второй план, в то время как эмоциональное состояние и язык тела хозяина остается и дает собаке понять , что именно она сделала правильно.
Как же развить социальный инстинкт в спортивной работе?

Сколько людей, столько и мнений. Я предпочитаю начинать с обучения щенка следования за рукой и трюкам ( дай лапу, сделай змейку, кувырок….), которым можно научить щенка без ассоциации с базовыми командами.
Во-первых, трюки развивают мозг вашего щенка и учат его активному поиску решения задачи- качество которое очень пригодится в последующей работе.

Во –вторых , в дальнейшем ими можно разнообразить рутинную работу по нормативу и главное то, что собака учиться кооперировать с хозяином, а значит - работать для него!

Далее приучите собаку к «позитиву коррекции». Работая со щенком на поводке вводите незначительную коррекцию поводком и кормите с похвалой одновременно. Всегда следите за состоянием собак. Хвост при этом должен быть «трубой». Если собак опустила хвост, она «зажалась» . Положение хвоста- индикатор внутреннего состояния собаки. Если собака держится от вас на расстоянии, избегая контакта телом , это также говорит об отсутствии доверия. Сядьте на землю. Дайте щенку «залезть на голову» , похвалите, покормите. Покажите ей , что быть с вами не опасно , а наоборот очень здорово!

Если собака во время прогулки или в быту залезла в «гадость» или роется в мусоре , дайте незначительную коррекцию с отрицательным маркером и сразу переведите ее в движение рядом с похвалой и поощрением. Это приучит собаку к тому, что самое «хорошее» место на земле - рядом с вами.
 
Буквально несколько слов в отношении защитной работы в спорте.


Как часто, когда собака не слушается или не отпускает рукав, мы слышим от дрессировщиков: «покажи ей кто здесь хозяин, она же тебя просто бросает» или « ты должен завоевать ее авторитет, иначе толку не будет»? Очень часто! И что получается? Проводник, разьярившись, корректирует собаку, и получает МАССУ ПРОБЛЕМ.

Во первых, сильная собака все равно не подчинится , или же если и подчиниться на время, то все равно при первой же возможности «кинет».

Во вторых, пострадает хватка и отпуски. Работа станет нервозной.

В третьих, в дальнейшем, будет сильное отвлечение на проводника. А как же иначе. ведь он же «авторитет» от которого происходит наказание! А авторитета надо уважать (читай бояться).

В результате формируется связка: хозяин плохой (он наказывает), а фигурант хороший (дает кусать рукав или костюм). Все с ног на голову…

Собака должна понимать, что хозяин – ее партнер и именно от него зависит - получит она фигуранта или нет. И тогда все встанет на место. Но для такой работы требуются мозги и терпение, терпение и еще раз терпение!
Больше про защиту писать здесь не стану. Эта тема для отдельной статьи.

Я хотел бы проиллюстрировать суть основной темы этой статьи на примере двух небольших видеороликов.

Здесь вы видите работу моих учеников с собаками произведенными в нашем питомнике. (Vyatkins' : Gloсk , Gunslinger, Diesel, Mad Max, Leon, Primo, O’Mega, T-Rex , U’Roy, Snap – возраст собак на видео – от 2 месяцев до 2,5 лет). Их проводники на видео - не «профессиональные спортсмены». Мало того, они еще ни разу не выступали с собаками на соревнованиях. Это и инструктора школы Виталия Орлова, и те, кто занимается в нашей группе в Школе Орлова; в основом, это ребята, которые занимаются с клиентами бытовой дрессировкой. Они учатся применять в своей ежедневной работе приобретенные на моих семинарах знания, и помогают людям выстраивать верные отношения со своими питомцами.
http://media.working-malinois.com/video/27062010/movie_3_1.avi
http://media.working-malinois.com/video/27062010/movie_3_2.avi

Если вы рассчитываете на хороший результат, пока не сформируется такого доверительного взаимоотношения с собакой, не стоит переходить к техническим навыкам.

Все вышеизложенное испробовано мною на практике. Надеюсь, это поможет многим начинающим спортсменам и любителям, приобретшим служебную собаку, правильно выстроить взаимоотношения с нею и избежать массы ошибок, за которые слишком часто приходится платить дорогой ценой. Желаю всем успешного тренинга и гармоничных взаимоотношений с вашими питомцами!

Автор: Alex Vyatkin.
Оригинал статьи: http://working-malinois.com/viewtopic.php?t=1118  
 
ОБУЧЕНИЕ АПОРТИРОВКЕ

Общеизвестно, что дрессировка собаки требует от человека большого терпения, настойчивости и, безусловно, специальных знаний. Дрессируя ротвейлера, специальных знаний вам потребуется примерно столько же, сколько потребовалось бы при обучении собаки любой другой породы, а вот терпением и настойчивостью придется, конечно, запастись.

Ротвейлеры, как правило, обладают очень сильным характером, они настойчивы и смелы от рождения. Их ярко выраженная индивидуальность и мощное "EGO" частенько ставили в тупик многих владельцев: пытаясь подойти к дрессировке своего подростка-ротвейлера стандартными средствами, они терпели фиаско, а у общественности формировалось мнение о ротвейлере, как об упрямой, тупой и недалекой собаке.

К счастью, это, конечно же, не так. Просто, взявшись за дрессировку ротвейлера,как и любой другой собаки, человек должен знать - ни шагу назад, если процесс дрессировки начат, бросать его ни в коем случае нельзя. Зато, обучив и подчинив себе ротвейлера, вы найдете в нем идеального спутника жизни - спокойную, уверенную в себе и близких ему людях, думающую и интеллигентную собаку...

Итак, "апорт". Наиболее сложный в отработке и трудно усваиваемый собакой навык. Ко мне часто обращались и обращаются владельцы, собаки которых идеально лежат, сидят, стоят, подходят "ко мне" и идут вперед или на место, ходят рядом, но когда дело касается "апорта", собаки преображаются совершенно демоническим образом, отказываются стабильно выполнять сей коварный навык.

Именно на этом этапе у многих владельцев опускаются руки, и они прекращают занятия, так и не узнав, какое удовольствие они могли бы получить от безотказной аппортировки любых предметов своим питомцем.

Как известно, обучение собаки аппортировке проводится двумя способами:
- метод на основе игры;
- принудительный метод.

Большинство людей пытаются обучать собак именно через игру, а точнее они предлагают собаке приносить предмет, играя с ним. Именно этот метод трактовался из поколения в поколение в системе дрессировки как основной.
"Игровая" методика безусловно имеет право на существование, если занятия проводятся с совсем еще юной собакой, или если ваш пес врожденно неистовый аппортировщик. (Кстати, "неистовое" желание аппортировать встречается у ротвейлеров достаточно редко, т. к. у этой породы сильно развит прежде всего инстинкт охраны добычи - "Взял, спрячу, буду охранять".)
- для достижения конечного результата "игровым" методом дрессировщику потребуется неопределенное количество времени — это могут быть месяцы или, в худших случаях, годы!

Гораздо более эффективным и доступным является "принудительный" метод, предложенный и описанный немецким кинологом Мостом более 60 лет назад. С тех пор и до наших дней ротвейлеров (и большинство других пород) на западе, в частности в Германии, обучают именно подобным образом. В некоторых оригинальных немецких источниках метод обозначается как "болевой" или "механический". Автор метода советует точно придерживаться последовательности действий и неукоснительно соблюдать их очередность. Лучший возраст для обучения собаки этим методом - от 11 до 18 месяцев

Нужно комбинировать тот и другой метод, т.е:
1. Научить удерживать апортировочный предмет во рту механическим методом, вкладывая его в рот собаки во фронтальной позиции и оглаживая собаку по голове за спокойное, плотное удержание.Можно другой рукой придерживать собаку за челюсть.
Здесь ни в коем случае не надо поощрять собаку за выполнение команды "дай". Используйте положительный маркер и обменивайте апортировку на лакомство, тем самым поощряя собаку за удержание, а не за отдачу...
2. Когда все это у вас есть, но удержание предмета все же не очень крепкое, использовать апортировочный предмет с веревочками по бокам. Они нужны для того, чтобы включить у собаки добычный инстинкт. Поддергивайте за веревочки, несильно, во время удержания во фронтальной позиции, чтобы собака понимала, что "добыча" может убежать...Это заставит собаку сильнее сжимать челюсти.
3. Следующий этап: апорт во рту у собаки, собака во фронтальной позиции, вы делаете сначала один шаг назад, добиваясь корректного подхода собаки к Вам, затем делаете несколько шагов от собаки...собака с апортировкой идет к вам, спокойная и уверенная.
4. На следующем этапе я предлагаю Вам включить игру. Т.е. играйте апортом,а потом бросайте его, добиваясь в данном упражнении высокой мотивации собаки (быстрый подбор и поднос предмета)

Минимальная коррекция и много добычи.  
 
Про социализацию, или "что занадто - то не здраво"

Основная проблема многих хозяев, имеющих первую собаку-а бывает, что и не первую-излишне "зашкаливающее" желание супер социализировать своего свежевыведенного в новый свет щенка. То есть, познакомить его с себе подобными, дать поиграть с ровесниками, познать новый мир и прочие разности. Стремление, конечно, офигеть какое похвальное. Но у нашего народа есть склонность к крайностям. Так и тут крайностью становится желание потаскать щенка на выгульные площади. Просто идея фикс и единственная цель в жизни. Ну как же, удобно очень. Хозяин приходит, щеночка отпускает...и втыкает в небеса. Или же треплется с себе подобными собачниками о жизни, о мужиках-о женщинах-о политике-о собаках/вставить необходимое/. Щеночек в это время носится с общей стаей, валяется на земельке, "травка пузико щекочет-а он все хохочет"(с). Хозяин счастлив. И собачка выбегана и спит дома сладким сном без разрушений, и вовсю исполняются рекомендации насчет "социализации щенка в собачьей стае". И даже мысли ни у кого не возникает с щенком отрабатывать какие то команды, учить там его чему то, требовать. А от мысли гулять отдельно от общей стаи-владелец покрывается гусиной кожей, белеет лицом и машет на эту мысль руками.

А потом приходит северный пушной зверек. У кого то он начинается в 4 месяца, у кого то в 8, у кого то в год. Начинается он с самого простого-с невозможности нормально гулять в этой самой стае. Щеночек то вырос, и зубы у него выросли, а мозги еще нет. Потихоньку начинаются драки за то, какой кобель кобелинее всех кобелей на свете. Или с суками-вариант тот же. Вопли хозяина вслед уходящему хвосту, собакой не воспринимаются-во первых, собака не понимает значения этих воплей, во вторых, собака их и не считает нужным воспринимать. Как что то само собой разумеющееся. Мол, поорет, надоест-да сам по себе подойдет.
Прицепчиком к этому пушному зверьку следуют полная глухота по отношению к хозяину на "одиночных" прогулках, вытягивание рук хозяина в сторону "родной" стаи, побег туда..и полное отключение мозгов и ушей, если побег таки состоялся. И святое дело-драки и их провокации. А так как собака-мы помним, да?-считает владельца бесполезным радио на конце поводка, то драки могут печально закончится. Потому как ни разнять, ни отозвать такой владелец собачку свою не сможет. Ну и еще куча всяких мелких и крупных неприятностей, перерастающих в большую проблему по мере взросления собаки. Нет, я, конечно, не спорю-есть таки "уникумы", которые э....переростают сами свои проблемы подобного рода, причем-как утверждают их хозяева, бья себя пяткой в грудь-без каких либо санкций с их, хозяйской, стороны. Бывает, не спорю. Это, знаете, как в армии- соглашаются:
-крокодилы летают? так точно. Как скажете. Только очень низко.


Но факт остается фактом. Владелец имеет собачку оборзевшую, севшую на голову, свесившую ножки и хвостом погоняющую. Самые умные-или самые отчаявшиеся-устав от вечных драк, вывернутых рук, и банановых плантаций в ушах у собственной собаки, обращаются к инструкторам. Опять таки, когда собачке далеко за пол годика. То есть, собака уже сформировала определенное поведение и переделать его будет достаточно сложно. И то, только в том случае, если будет найдена причина такого поведения. Так сказать, корень проблемы.

Хотите, открою страшную тайну? Ну совсем страшную. Только никому не говорите.
Корень проблемы - это сам хозяин. Ну так всегда бывает, но тут - особенно показательно.


Вместо того, чтоб на прогулках самому пообщаться с щенком, поиграть, показать что то-то есть, наладить контакт-он его таШит сразу в собачью "семью", сразу чтоб привыкал, социализировался и прочие умные слова. Прогулка вместо общения с хозяином превращается в короткую перебежку на вытянутом-натянутом поводке до места выгула собак. Там долгожданый щелчек карабина-и СВОБОДА! Конец прогулки в стае обычно таков: громко поорав команду "ко мне"(раз 15-20-30), найти в гурьбе собак своего щенка, (или пусть еще погуляет?), навтыкать ему в голову за неисполнение, одеть на поводок и поволочь на натянутой веревке. И так-до следующего общего выгула. Вылет из дому-короткая перебежка-ожидание СТАИ-вопли-рывки=пинки-домой....И так-изо дня в день, неделя в неделю. Что имеем? Хозяин САМ, по своей личной инициативе приучает собаку его не замечать. Для собаки владелец-это пустое и ненужное место. Нет, нужное. Чтоб покормить и вывести в стаю. Команды, подаваемые собаке во время прогулок не исполняются. Потому что перед тем как что то требовать-нужно этому научить. А никто не учил. И уже требует. Таким образом, собака приучается еще и забивать болт на все звуки, издаваемые хозяином.
Таких проблем не имеют знаете какие хозяева? Которые подсознательно-или же по совету специалиста-понимают, что они должны быть для собаки стаей. И именно к хозяину собака должна вот так рваться, выпучив глаза, а не к вооооон той своре на поляне, окруженной весело щебечущими гуманоидами.

А как так делать?
Да очень просто.
Нужно быть для собаки ВСЕМ. Партнером по играм в щенячестве. Кормильцем дома. Защитником в сложных ситуациях. Требовательным вожаком при случае. Который может и в голову настучать по необходимости. И приласкать.
А если по пунктам, то:
-львиную долю времени на прогулке играть с щенком. Первые дни после вывода на улицу впервые. Игрушки, мячики, догонялки, вкусняшки.
-гулять на поводке. Длинном. Спуская щенка не "побегать вот с таким новым классным другом", а на огороженной территории, откуда щен никуда не денется. И там тоже играть с собакой. Кормить, когда она возле хозяина.
-заниматься с щенком. Самому, в тихом месте.
-прогулки строить таким образом, чтоб щенку был интересен только хозяин. И чтоб щенок ждал эти прогулки для того, чтоб порадовать хозяина и самому порадоваться.

Короче, закладывать в его глупую пока еще, щенячью голову, что хозяин- ЭТО ВСЕ. это и бог, и царь, и лучше нету. Потому что выбора нет. Нет возможности пойти в посторонней собачке, потому что и собачки то нет. А есть хозяин. С едой, игрой, или просто царственным вниманием.

И только тогда, когда на щелчок пальцев хозяина, собака подлетает к нему, бросив все-можно постепенно появляться в выгульных стаях. Потому что хозяин СОБЛАГОВОЛИЛ отпустить свою собаку там побегать. А потом позовет. И похвалит. Или по голове настучит. Потому что ОН так хочет, и так решил. Никакой собачьей самодеятельности.

И физическим развитием собаки должен тоже ВОЖАК-то есть хозяин. А не радостно перекидывать эту обязанность на "стаю", которая выбегает щенка. Чем больше собаке уделяется внимания на прогулках в щенячестве - тем больше привязанность. Которая потом перерастает в контакт. И то, что называется "социальным инстинктом" (привет овчарочьим семинарам). Если же собака изо дня в день общается в стае, при минимальном уделении внимания владельцем-этот инстинкт "гаснет". Он просто не нужен собаке. И на его место плавно вползает "стайный инстинкт". Когда собака вся со всеми, с ними, вот на этой поляне, и весь день ожидания ведет к этому. И тогда хозяин ей нафиг не нужен ни разу. Потому что сам дурак.

Некоторые граждане на подобный монолог инструктора делают большие глаза и обиженно спрашивают-а как же ранняя социализация щенка? Так прям обожествляемая и рекомендуемая?

А никак. Для того, чтоб собака нормально росла и формировалась ей достаточно одной-двух встреч с себе подобными в неделю. И не просто тупого летания над поляной в догонялки полтора-два часа. Нет. Хозяин позволил собаке 15-20 минут поиграться с собратом по разуму. И именно ОН решает, что игра закончена, и нужно снова уходить с ним. Или что нужно подойти 300 раз на команду "ко мне" во время этих игр. И собака не возражает, она наоборот-рада вернутся к своему владельцу. Потому что ей с ним интереснее. Потому что именно он ей уделял внимание и время,а не вот эта пробегающая мимо шавка. Которую они, возможно, больше никогда и не увидят.

А уж после того, как хозяин уделил столько времени своей собаке, воспитал ее так, что для нее есть только ОН ОДИН НА ЗЕМЛЕ-можно и в стаи выгульные походить. И с собачниками постоять потрындеть. А на глупые вопросы "почему же ваш пес не играет, не дерется с нашими собаками"-пожать плечами и сообщить, что вашей собаке это не интересно. И даже из игры ей интереснее подойти к хозяину, чем возиться с стаей битый час. У нее есть ЧЕЛОВЕК. Но при этом собака ни разу не ущербна в психике, и как себя вести в стае знает на раз два.

Зато, когда наступает время завершения прогулки, этот хозяин тихим шепотом с одной команды подзывает собаку и уходит с ней играть палочкой. А хозяева "стайных" собак еще минут 40 честно отлавливают своих зверей. И тянут их на веревках домой...
Так что, уважаемые граждАне, перед тем как с первой прогулки тащить своего щенка в стаю для "социализации"-подумайте, чем это может обернутся. Как говорят у нас в Украине - "что занадто - то не здраво". Или по-русски - от избытка хорошего бывает плохо.

Туренко Юлия Александровна
 
ролик с элементом отработки корректного возвращения собаки в положение рядом с ногой

 
интересные соревнования по флайболу
 
Иван Балабанов рассказывает, как нужно и как не нужно играть
 
Чтобы приучить собаку к клетке не нужно создавать стрессовые ситуации: Сьюзан Гаррретт предлагает это делать с развитием мотивации и в виде игры!
В Америке проходят даже соревнования по клеточной деятельности!


А вот пошаговые упражнения, как приучить собаку к клетке:

 
ещё видео по приучению собаки к клетке:

 
очень понравилось:
 
Главное, что должно существовать в ваших отношениях с собакой – взаимосвязь и контакт. Большинство проблем как на прогулках, так и в спорте возникают именно из-за того, что собака и хозяин живут как бы параллельно, независимо друг от друга. Да, вроде бы собака не убегает. Да, выполняет те команды, которым ее научили. Возможно, она даже успешно прошла курс дрессировки. Но присмотритесь повнимательнее.

1. на что направлено внимание собаки, когда вы вместе с ней выходите на прогулку? На что она смотрит в подъезде? На лестнице? При выходе на улицу? Как она воспримет вашу попытку что-то ей скомандовать в этот момент?
2. если вы попадаете в менее привычную или новую среду для собаки – как она себя ведет? Выйдите в людное место, зайдите в общественный транспорт или на ближайший рынок – будет ли собака ожидать ОТ ВАС моральной поддержки или управления ситуацией? Или она будет вертеться по сторонам, забыв, что на другом конце поводка находится хозяин?
3. можете ли вы вызвать собаку из погони за кошкой, драки или игры с другими собаками?
4. с кем она предпочтет поиграть – с вами или с соседской собакой?
5. если вы даете собаке команду (например, «Сидеть»), куда она смотрит, пока сидит? Оглядывается? На вас – отлично! А если вы отведете глаза?

В конце концов, являетесь ли вы для собаки всем на свете или только чем-то посторонним, выдающим еду и открывающим дверь подъезда, ведущую в увлекательный мир?
У многих собак, сдающих испытания или участвующих в соревнованиях, заметно отсутствие взаимодействия с хозяином, а это неизбежно ведет к снижению результата, а то и к дисквалификации. А попробуйте, прежде чем упираться в то, что собака должна работать на расстоянии 15 метров, добиться от нее внимания на вас в любой ситуации хотя бы на расстоянии в полметра. С этого должно начинаться любое воспитание и дрессировка, с того момента, как щенок появился в вашем доме. Тогда ни в быту, ни в работе собака не доставит вам проблем.

Как это сделать? Для этого вы должны быть для собаки центром вселенной – самым близким другом, самым интересным существом на свете, с которым можно играть и общаться, старшим напарником, который руководит и направляет всю ее деятельность. Для этого надо любить собаку и в то же время сознавать свою полную ответственность за ее жизнь, здоровье и поведение.  
 
О подходе Айвана Балабанова к дрессировке

Из статьи Алекса Вяткина Социальный инстинкт или с чего начинается дрессировка
http://working-malinois.com/viewtopic.php?t=1118


«…Итак, о значении социального инстинкта в спортивной подготовке.
Всем тем, кому приходилось выступать в спорте, и кто понимает и ценит качественную работу, безусловно не может не нравится манера управления собакой в стиле Миа Скогстер, Кнута Фухса, Марко Коскенсало, Ивана Балабанова и др. мэтров современного спорта. С некоторых пор зародилась отличная традиция приглашать этих и других ведущих специалистов к нам на семинары. Мы многому у них научились и продолжаем учиться, но парадокс в том, что часто учимся не тому, чему нужно!


Основная ошибка в том, что часто увлекаясь техническими навыками, мы забываем о состоянии собаки, и том самом социальном инстинкте, о котором идет здесь речь.

Не секрет, я часто отказываю именитым спортсменам из стран СНГ в приобретении щенка из нашего питомника. Почему? Да потому, что вижу их отношение к собаке, как к спортинвентарю!

А собака очень чувствует свое к ней отношение и отвечает тем же. Когда-то я этого не понимал. Мне говорили мои бельгийские друзья: «Алекс , хватит тестировать. Верь собаке , ее генетике и она ответит тебе тем же.» … Но я же самый умный. Как это «верь»?! А вдруг косяк замаскирован?! Давай придавим еще и посмотрим, что вылезет…И «вылазило»…Кто ищет, тот всегда найдет…Часто я отказывался от собак, которые в других руках , в последствии работали так, как я мечтал бы чтобы работала моя собака…Век живи, век учись.

Сейчас, много занимаясь тренерской работой, помимо техники выполнения навыков ( спасибо Ивану Балабанову и Майку Эллису), я уделяю особое внимание состоянию собаки. Этому я научился, в основном, у немцев и финнов. Они в этом бесспорные мировые лидеры!

Но что особо беспокоит, так это когда перспективные проводник и собака , в погоне за баллами и результатом, не могут найти или теряют нить доверия во взаимоотношениях.
Это происходит по ряду причин.


Первое –наша культура, в которой похвала или эмоции являются проявлением слабости! Мы мастера требовать, находить недостатки и искать виновных , но хвалить и искренне радоваться не умеем.
Второе –неумение видеть главного. Для многих спортсменов дрессировка- это обучение навыкам. В то время , как дрессировка –это в первую очередь выстраивание гармоничных и доверительных взаимоотношений с собакой!

Что многие видят на семинарах? Каждый свое. Некоторые- как и когда заграничная звезда нажал кнопку ЭШО . Другие- как скорректировал и ПОХВАЛИЛ. Но не все замечают последствия сиих действий на состояние собаки. Когда корректирует и хвалит Кнут Фукс, собака после коррекции подымается в драйве. Когда кнопку нажимает Барт Бэллон, эффект тот же. Когда то же делает иной семинарист-собака работает , но драйв падает. Несколько таких коррекций - и собака потеряна. Когда я делаю замечание, мне отвечают -а тот –то делал так же … Я всегда отвечаю –если бы это было так, у тебя собака работала бы так же, как и у мэтра, но этого не происходит.
Для того чтобы работать как Кнут, Миа или Барт мало того, что необходимо выращивать собаку как они, но и чувствовать собаку нужно так же. А некоторые спортсмены хотят без базовой работы применить «мульки» с семинара и получить такой же результат. Этого не случится.

Часто я наблюдаю такую картину. Человек (спортсмен) приехал на занятие, открыл машину и собака, выпрыгнув из бокса, буквально полетела в поле. Дальнейшее уже известно- такой спортсмен обычно «выезжает» на площадку чуть ли не верхом на собаке, и только там, прокричав «fuss» и дернув несколько раз поводок , приводит собаку в более-менее вменяемое состояние. Чем такая работа отличается от работы любителя? Да ничем.
Те, кто тренируется со мной знают, что я не начинаю занятий с собакой (не щенком), пока она не сможет удержать концентрацию на хозяине на пути от машины или места выгула до тренировочного поля. Но одно дело удержать путем принуждения, а другое – путем мотивации концентрации.
Для поднятия мотивации в дрессировке мы используем игрушки и лакомство. Но не ИГРУШКА должна являться мотиватором, а именно ИГРА с хозяином. Не кусок лакомства, выданный за правильное поведение, а именно процесс выдачи лакомства, который должен сопровождаться яркой похвалой и превращаться в праздник для собаки, с хозяином, как главным действующим лицом.


Для того что бы понять разницу проведите простой эксперимент. Возьмите три куска «вкусняшки», и показав его собаке, молча скормите их ей. Затем показав ей следующие три куска собаке предложите убегая от нее, заставляя ее погоняться за рукой с яркой похвалой и оглаживанием другой рукой. Примерно тоже проделайте с игрушкой.
Уверен, что вы сразу увидите разницу в поведении и состоянии собаки.
При правильной работе игрушка и лакомство постепенно отходят на второй план, в то время как эмоциональное состояние и язык тела хозяина остается и дает собаке понять , что именно она сделала правильно.
Как же развить социальный инстинкт в спортивной работе?


Сколько людей, столько и мнений. Я предпочитаю начинать с обучения щенка следования за рукой и трюкам ( дай лапу, сделай змейку, кувырок….), которым можно научить щенка без ассоциации с базовыми командами.
Во-первых, трюки развивают мозг вашего щенка и учат его активному поиску решения задачи- качество которое очень пригодится в последующей работе.
Во –вторых , в дальнейшем ими можно разнообразить рутинную работу по нормативу и главное то, что собака учиться кооперировать с хозяином, а значит - работать для него!
Далее приучите собаку к «позитиву коррекции». Работая со щенком на поводке вводите незначительную коррекцию поводком и кормите с похвалой одновременно. Всегда следите за состоянием собак. Хвост при этом должен быть «трубой». Если собак опустила хвост, она «зажалась» . Положение хвоста- индикатор внутреннего состояния собаки. Если собака держится от вас на расстоянии, избегая контакта телом , это также говорит об отсутствии доверия. Сядьте на землю. Дайте щенку «залезть на голову» , похвалите, покормите. Покажите ей , что быть с вами не опасно , а наоборот очень здорово!

Если собака во время прогулки или в быту залезла в «гадость» или роется в мусоре , дайте незначительную коррекцию с отрицательным маркером и сразу переведите ее в движение рядом с похвалой и поощрением. Это приучит собаку к тому, что самое «хорошее» место на земле - рядом с вами…»
 
БИТЬ ИЛИ НЕ БИТЬ...
Эта статья была написана в 2001 году под влиянием дискуссии, развернувшейся в эхо-конференции сети ФИДО, посвященной собакам. Что же послужило яблоком раздора? Началось все с письма владелицы шестимесячного чау-чау. После болезни щенок стал кусаться, а наказать его не было никакой возможности – чау-чау довольно тяжелы и малочувствительны к боли. В ответ пошли письма - в одних были советы, как лучше наказывать собак и "ставить их на место", в других - говорилось, что собака должна почитать за счастье, когда хозяин что-то приказывает, а иначе она воспитана неправильно, в третьих - что собак нельзя идеализировать, а надо бить, если они рычат. Большинство авторов были убеждены, что это необходимо. А так ли уж это необходимо? Давайте поразмышляем вместе - просто попробуем проанализировать ситуацию, чтобы не допустить подобных проблем со своими собственными собаками.

Итак, что же происходит? Собака пытается сменить свое место в стае-семье и выражает открытое неподчинение, за что ее жестко наказывают. Вроде бы все правильно. Наверное, уже практически нет людей, которые никогда не читали бы статьи о том, что “семья – это стая, и собака должна знать свое место в ней”. Действительно, вроде бы очевидно, что если бы дело происходило в настоящей стае, собака тоже бы получила жестокую трепку от вожака. Но может все не так уж очевидно?


Первый вопрос, который следует задать – а стала бы собака в настоящей стае рычать на вожака? Наиболее вероятно, что ситуации в такой форме, возможно, просто бы не возникло. Если бы молодой кобель попытался бы “сменить власть”, он бы сделал это в гораздо более серьезной форме, чем рычание возле еды. Из опрошенных мной знакомых дрессировщиков, вырастивших не одного кобеля, ни один не смог припомнить случая, когда бы выращенная ими самими овчарка проявляла какую бы то ни было агрессию к хозяину. Те же, кто сталкивался с по-настоящему доминантными и агрессивными собаками, взятыми в дом взрослыми, уверяют, что эти ощущения забыть невозможно. И если бы кто-то попробовал разбираться с по-настоящему доминантной собакой "подниманием за шкирку" или ударом, то рычание показалось бы ему просто детским лепетом. И если бы человеку и удалось взять верх, то, возможно, без шрамов все же не обошлось бы: собака не стала бы “отрыкиваться”, она бы просто бросилась.

“Почти” вожак
А зачем же тогда собака рычит? Представьте себе такую картину. Вожак стаи лежит и грызет кость, когда к нему непозволительно близко подходит рядовой член стаи. Что будет делать вожак? Правильно, скорее всего, рычанием напомнит, что этого делать не следует… Разве можно это рычание рассматривать как “переоценку ценностей”? Какая уж тут переоценка, тут явно видно кто вожак.
Ни стала ли собака уже вожаком “де-факто”? Скорее всего стала… По этому поводу вы можете прочитать замечательную статью Эда Фраули Как обращаться с доминантной собакой, в которой анализируются причины доминантного поведения. Главная мысль этой статьи – чтобы стать вожаком, собаке совсем не обязательно демонстрировать угрожающее поведение, достаточно лишь соблюдать некоторые правила в поведении, и вот, все остальные члены стаи окажутся в подчинении незаметно для себя. Вот эти правила:
Вожак есть первым
Вожак спит в лучшем месте
Вожак идет первым
Вожак решает, будет ли стая драться
Вожак решает, как принять чужака
Вожак сам решает, что он будет делать
Если собаке позволяют соблюдать эти правила, то незаметно для хозяев она становится “почти” вожаком. И когда в один прекрасный день возникает ситуация, что собака считает нужным сказать свое твердое “р-р-р” вожака, хозяева наполняются праведным гневом и, отпинав “зарвашуюся” псину, делятся с другими владельцами опытом по восстановлению статус-кво. Поскольку собака стала всего лишь “почти” вожаком, часто у нее не хватает духу противостоять хозяевам, и все возвращается на круги своя. Но поскольку хозяева считают “переоценку ценностей” естественным процессом и не связывают это со своими собственными действиями, то все повторяется снова: рык – побои – мир. Годам к трем-четырем собака, наконец, понимает, кто истинный хозяин и перестает проявлять агрессию. В противном случае ее отдают.

Про любовь
Самое интересное, что когда хозяева пинками ставят собаку “на подобающее место”, они убеждены, что любят свою собаку и делают это ради ее же блага. В той самой конференции, с которой мы начали, были люди, которые пытались сказать всем, что тот, кто любит свою собаку, не станет утверждать свое главенство таким варварским способом. Их буквально засмеяли. “Полюбите собачку, и все проблемы пройдут – ха-ха”. А между тем, в этой иронической фразе на самом деле может быть, и скрыт ответ.
Любить можно по-разному. Можно разрешить собаке спать на диване, а потом возмущаться ее черной неблагодарностью, когда она не пустит туда вас, а можно просто не разрешать ей делать этого с самого начала. Можно кормить ее со стола, позволять ей все, баловать и сюсюкаться, а можно не пускать на кухню, пока все не поедят и уметь говорить собаке “нет”, когда это необходимо. При этом, кстати, тоже можно распрекрасно сюсюкаться и играть с собакой, но давать ей понять, когда время игр уже закончилось. В первом случае, если речь идет о кобеле, не исключено, что вам придется задать собаке трепку, когда в один прекрасный день она поведет себя СЛИШКОМ нагло. Другими способами унять ее будет нельзя. Во втором случае такой ситуации просто не возникнет. А что предпочли бы вы: быть уверенными, что вы тут главный и все вас просто обожают, а потом получить ощутимый удар по самолюбию и по ребрам или постоянно осознавать, что есть кто-то, кто вас любит, но все равно главнее вас?
Конечно, можно не запрещать ребенку тянуть руки к утюгу – обожжется, сам поймет, но любящие родители просто не станут подвергать ребенка такому суровому испытанию. Любящие хозяева тоже.

Внезапная глухота и другие “болезни” собак
Легко сказать, что следует еще в мелочах пресекать попытки собаки занять верхнюю ступеньку в иерархии, но не всегда эти мелочи легко заметить. Несмотря на то, что почти общепринято считать первый рык первой попыткой неподчинения, начинается все гораздо раньше, с непослушания.
Если вы когда-нибудь видели маленьких щенков-овчарок, наверняка у вас остались самые приятные впечатления. Невозможно не умиляться, глядя, как какой-нибудь трехмесячный малыш старательно выполняет команды, с радостью получая кусочек лакомства, или неуклюже бежит на зов хозяина, хлопая еще не твердо стоящими ушами и преданно глядя хозяину в глаза. Кажется, ну все, если он сейчас так все делает, к году, наверное, уже чемпионом станет. Но через некоторое время картина меняется. У подросшей собаки все чаще случаются приступы “внезапной глухоты”, с которых все и начинается.
Это, если так можно сказать, явление, можно наблюдать и у более взрослых, даже отдрессированных собак. Как правило “приступы” случаются, когда хозяин хочет подозвать свободно гуляющую собаку. Обычно сразу реагирующая, в этот раз собака продолжает как ни в чем не бывало что-нибудь нюхать или продолжает заниматься другими собачьими делами. Хозяин уверен, что просто подал команду недостаточно громко, поэтому через несколько секунд повторяет ее, уже гораздо громче. В этот раз собака реагирует, и хозяин просто забывает об этом случае. А между тем – это первый звоночек. Приступы “глухоты” могут повторяться время от времени, но каждый раз они незаметно, но неумолимо подрывают авторитет хозяина.


Для сомневающихся могу предложить опыт. Если ваша собака знает какие-нибудь команды, то, демонстративно взяв в руку кусочки колбасы или мячик, начинайте давать команды собаке. Непременное условие – чтобы собака была заинтересована в том, что вы ей даете. А теперь попробуйте давать команды все тише и тише, по-прежнему поощряя собаку. В конце концов, вы сами почти не будете слышать своих команд, а собака будет по-прежнему безошибочно их выполнять. А теперь для чистоты эксперимента попробуйте еще и не шевелить губами – и вы убедитесь, насколько собачий слух лучше человеческого. Теперь вы можете идти в цирк и демонстрировать “чтение мыслей на расстоянии”, но уже будете знать, что с вами цирковой трюк на прогулке с “потерей слуха” не пройдет.

Другая частая болезнь – “хочу в туалет”. Проявляется обычно тоже во время подзыва. После команды хозяина собака вспоминает, что ей срочно “надо по делам” и демонстративно удаляется к ближайшим кустам, где, и правда, справляет какую-нибудь нужду. Кажется, что тут схалтурить невозможно. Увы… И опять оказалось, что команда хозяина не выполнена, поскольку причина кажется уважительной. А с другой точки зрения, не важно каким способом, но произошло так, как хотела собака, а не хозяин.
К этой же группе “болезней” следует отнести “беспричинную задумчивость”. “Задумавшись”, собака может начать медленно влезать на диван или тянуть морду к колбасе, лежащей на столе. При этом если вы внимательно приглядитесь, то увидите неестественно скошенный в вашу сторону глаз, наблюдающей за вашей реакцией. Очень часто такие штуки проделываются именно в присутствии хозяина, чтобы проверить, не поменялись ли требования и запрещения, и нельзя ли уже поступать по собственному разумению, как и подобает вожаку. Если вы только посмеётесь над этим и не покажете, что сердитесь, собака преодолеет еще одну невидимую ступеньку. Между тем окрик, даже притворно-строгий, вызывает настолько явное облегчение на морде собаки, что не остается никакого сомнения, что собака рада, что вы не позволили уронить себя в ее глазах.
Я думаю, что почти каждый владелец наблюдал эти, и возможно, массу других подобных “симптомов”. Хитрость наших любимых собак поистине безгранична. Задача любящего хозяина – перехитрить свою собаку.

Не мытьем так катаньем.
Итак, это случилось. Первая попытка “мягкого переворота” произошла, и вы понимаете, что что-то надо сделать. Попробуем применить метод наших же собак – не важен способ, важен результат.
Например, случай глухоты. Тут опять же есть два стиля действий. Первый – применять длинные поводки, метательные цепочки и рогатки. Цель – показать собаке, что никуда она от вас все равно не денется. Второй – носить при себе что-то очень для собаки ценное – мяч, лакомство, пластиковую бутылку, шину и т.п. Цель – показать, что подходить выгодно и приятно. Лучше, конечно, применять второй стиль, как ни странно, он действует нисколько не хуже, чем первый. Вооружившись “приятными” вещами, почаще повторяйте проблемную команду. Поборовшись между противоречивыми желаниями не подойти и получить желанное из рук хозяина, собака все же подойдет. Несколько таких прогулок, и у собаки выработается стереотип: подходить выгодно. Возможно, с точки зрения собаки она заставляет вас давать ей лакомство, но на самом деле ей приходится каждый раз вести себя как подчиненному члену стаи, чтобы его получить.
На этом же принципе строится широко известный способ “укрощения” доминантных собак. Как известно, лежачее положение соответствует подчиненному положению особи. Вот почему часто доминантные собаки отказываются ложиться по команде. Можно, конечно, избить собаку и пригнуть ее в подчиненное положение (очень не советую даже пробовать), а можно некоторое время давать собаке лакомство, пусть даже не снимая намордника, держа руку все ниже, и ниже. Вскоре собака будет с удовольствием ложиться и есть лакомство, забыв, что еще недавно лежачее положение было для нее неприемлемым. И, незаметно, для себя собака станет принимать подчиненное положение по команде человека, которого она прежде ни во что не ставила.
Точно так же, хитростью, можно поменять акценты и в других, более простых случаях. Кстати, все эти хитрости обычно входят в арсенал средств любого инструктора-дрессировщика, и используются они для закрепления безотказности выполнения стандартных команд. Поэтому, если с собакой занимаются на площадке, собака очень быстро усваивает, что непостижимым образом она все равно делает так, как говорит ей хозяин, а хозяин, тоже незаметно для себя, становится настоящим вожаком.

Пинок – не выход
Взрослый человек может победить собаку и доказать, кто главный, но что делать, если в критический момент рядом окажется ребенок? Как можно СИЛОЙ обеспечить подчинение собаки ВСЕМ членам семьи? По-моему, только постоянным контролем и угрозой наказания, что просто невозможно в реальных условиях, когда люди ходят на работу, да и, в конце концов, просто выходят из комнаты.

Не проще ли, если вы уже взяли собаку, уделить время ее воспитанию и дрессировке, научиться понимать ее намерения, а также внимательно относится к причинам того или иного поведения собаки. Конечно, случаи бывают разные. Кому-то досталась уже взрослая собака, кому-то из-за ежедневных хлопот не хватает времени, а кто-то купил собаку с уже проблемной психикой. Если даже так случилось, что первый рык стал для вас неожиданным фактом, не торопитесь бить собаку. Наверное, это естественное и непроизвольное движение – дать оплеуху в ответ на такую наглость, особенно если собака настроена достаточно серьезно, но все-таки оцените свои силы и возможности собаки. Может стоит позвать собаку из другой комнаты и дать ей несколько команд, чтобы незаметно поменять местами диктующего и подчиняющегося члена стаи. Даже если все обошлось, сядьте и подумайте, ПОЧЕМУ это могло произойти и ЧТО СДЕЛАТЬ, чтобы этого больше не происходило.
Конечно, всегда можно опуститься до уровня животного и объяснить все, что угодно на понятном любому существу примитивном языке ударов, но мы ведь люди, существа, которые, как считается, обладают более высоким интеллектом. Так почему бы нам ни использовать свой разум, чтобы дать понять собаке то, что мы от нее ждем.

Послесловие.

Может быть некоторые, прочитав эту статью, обвинят меня в недостаточном опыте общения с проблемными собаками и приведут в пример людей, кинологический опыт которых гораздо выше моего. Да, я могла бы промолчать, уступив место мэтрам, но, к сожалению, далеко не все дрессировщики могут высказаться в сети Интернет, тогда как очень многие начинающие владельцы именно здесь ищут информацию о собаках, поскольку далеко не всегда могут получить ее в клубах. И они принимают на веру и берут на вооружение абсолютно все, что встречают в Сети. Уважаемые собаководы и собаколюбы! Читая письмо с советом или статью, обязательно задавайте вопрос – все ли здесь верно, нет ли здесь ошибки? Не торопитесь следовать любым советам, подумайте сначала. Если вы уже бывали на сайте "Дрессировка и спорт", то, наверное, замечали, что эта фраза встречается довольно часто перед спорными статьями. Страшнее всего ввести человека в заблуждение, не зная его конкретной ситуации. Сколько раз я не знала плакать, или смеяться, читая в Интернете очередной совет, начинающийся словами “А! Делов-то…” Все коварство заключается в том, что опасные советы находятся среди других, замечательных советов и идей, которыми делятся друг с другом любители собак.
Так давайте же будем разумными, и будем общаться с собаками, стараясь представить, к каким последствиям могут привести наши действия.

Нелли Вознесенская © 2001
Страницы: 1 2 3 След.