вопросы по послушанию собак, обсуждение новых (и не новых) методик дрессировки
Вопросы по послушанию
15.06.2014 08:42:20
|
|
|
|
15.06.2014 08:46:16
Буквально несколько слов в отношении защитной работы в спорте.
Как часто, когда собака не слушается или не отпускает рукав, мы слышим от дрессировщиков: «покажи ей кто здесь хозяин, она же тебя просто бросает» или « ты должен завоевать ее авторитет, иначе толку не будет»? Очень часто! И что получается? Проводник, разьярившись, корректирует собаку, и получает МАССУ ПРОБЛЕМ. Во первых, сильная собака все равно не подчинится , или же если и подчиниться на время, то все равно при первой же возможности «кинет». Во вторых, пострадает хватка и отпуски. Работа станет нервозной. В третьих, в дальнейшем, будет сильное отвлечение на проводника. А как же иначе. ведь он же «авторитет» от которого происходит наказание! А авторитета надо уважать (читай бояться). В результате формируется связка: хозяин плохой (он наказывает), а фигурант хороший (дает кусать рукав или костюм). Все с ног на голову… Собака должна понимать, что хозяин – ее партнер и именно от него зависит - получит она фигуранта или нет. И тогда все встанет на место. Но для такой работы требуются мозги и терпение, терпение и еще раз терпение! Больше про защиту писать здесь не стану. Эта тема для отдельной статьи. Я хотел бы проиллюстрировать суть основной темы этой статьи на примере двух небольших видеороликов. Здесь вы видите работу моих учеников с собаками произведенными в нашем питомнике. (Vyatkins' : Gloсk , Gunslinger, Diesel, Mad Max, Leon, Primo, O’Mega, T-Rex , U’Roy, Snap – возраст собак на видео – от 2 месяцев до 2,5 лет). Их проводники на видео - не «профессиональные спортсмены». Мало того, они еще ни разу не выступали с собаками на соревнованиях. Это и инструктора школы Виталия Орлова, и те, кто занимается в нашей группе в Школе Орлова; в основом, это ребята, которые занимаются с клиентами бытовой дрессировкой. Они учатся применять в своей ежедневной работе приобретенные на моих семинарах знания, и помогают людям выстраивать верные отношения со своими питомцами. Если вы рассчитываете на хороший результат, пока не сформируется такого доверительного взаимоотношения с собакой, не стоит переходить к техническим навыкам. Все вышеизложенное испробовано мною на практике. Надеюсь, это поможет многим начинающим спортсменам и любителям, приобретшим служебную собаку, правильно выстроить взаимоотношения с нею и избежать массы ошибок, за которые слишком часто приходится платить дорогой ценой. Желаю всем успешного тренинга и гармоничных взаимоотношений с вашими питомцами! Автор: Alex Vyatkin. Оригинал статьи: |
|
|
|
15.06.2014 08:52:12
Про социализацию, или "что занадто - то не здраво"
Основная проблема многих хозяев, имеющих первую собаку-а бывает, что и не первую-излишне "зашкаливающее" желание супер социализировать своего свежевыведенного в новый свет щенка. То есть, познакомить его с себе подобными, дать поиграть с ровесниками, познать новый мир и прочие разности. Стремление, конечно, офигеть какое похвальное. Но у нашего народа есть склонность к крайностям. Так и тут крайностью становится желание потаскать щенка на выгульные площади. Просто идея фикс и единственная цель в жизни. Ну как же, удобно очень. Хозяин приходит, щеночка отпускает...и втыкает в небеса. Или же треплется с себе подобными собачниками о жизни, о мужиках-о женщинах-о политике-о собаках/вставить необходимое/. Щеночек в это время носится с общей стаей, валяется на земельке, "травка пузико щекочет-а он все хохочет"(с). Хозяин счастлив. И собачка выбегана и спит дома сладким сном без разрушений, и вовсю исполняются рекомендации насчет "социализации щенка в собачьей стае". И даже мысли ни у кого не возникает с щенком отрабатывать какие то команды, учить там его чему то, требовать. А от мысли гулять отдельно от общей стаи-владелец покрывается гусиной кожей, белеет лицом и машет на эту мысль руками. А потом приходит северный пушной зверек. У кого то он начинается в 4 месяца, у кого то в 8, у кого то в год. Начинается он с самого простого-с невозможности нормально гулять в этой самой стае. Щеночек то вырос, и зубы у него выросли, а мозги еще нет. Потихоньку начинаются драки за то, какой кобель кобелинее всех кобелей на свете. Или с суками-вариант тот же. Вопли хозяина вслед уходящему хвосту, собакой не воспринимаются-во первых, собака не понимает значения этих воплей, во вторых, собака их и не считает нужным воспринимать. Как что то само собой разумеющееся. Мол, поорет, надоест-да сам по себе подойдет. Прицепчиком к этому пушному зверьку следуют полная глухота по отношению к хозяину на "одиночных" прогулках, вытягивание рук хозяина в сторону "родной" стаи, побег туда..и полное отключение мозгов и ушей, если побег таки состоялся. И святое дело-драки и их провокации. А так как собака-мы помним, да?-считает владельца бесполезным радио на конце поводка, то драки могут печально закончится. Потому как ни разнять, ни отозвать такой владелец собачку свою не сможет. Ну и еще куча всяких мелких и крупных неприятностей, перерастающих в большую проблему по мере взросления собаки. Нет, я, конечно, не спорю-есть таки "уникумы", которые э....переростают сами свои проблемы подобного рода, причем-как утверждают их хозяева, бья себя пяткой в грудь-без каких либо санкций с их, хозяйской, стороны. Бывает, не спорю. Это, знаете, как в армии- соглашаются: -крокодилы летают? так точно. Как скажете. Только очень низко. Но факт остается фактом. Владелец имеет собачку оборзевшую, севшую на голову, свесившую ножки и хвостом погоняющую. Самые умные-или самые отчаявшиеся-устав от вечных драк, вывернутых рук, и банановых плантаций в ушах у собственной собаки, обращаются к инструкторам. Опять таки, когда собачке далеко за пол годика. То есть, собака уже сформировала определенное поведение и переделать его будет достаточно сложно. И то, только в том случае, если будет найдена причина такого поведения. Так сказать, корень проблемы. Хотите, открою страшную тайну? Ну совсем страшную. Только никому не говорите. Корень проблемы - это сам хозяин. Ну так всегда бывает, но тут - особенно показательно. Вместо того, чтоб на прогулках самому пообщаться с щенком, поиграть, показать что то-то есть, наладить контакт-он его таШит сразу в собачью "семью", сразу чтоб привыкал, социализировался и прочие умные слова. Прогулка вместо общения с хозяином превращается в короткую перебежку на вытянутом-натянутом поводке до места выгула собак. Там долгожданый щелчек карабина-и СВОБОДА! Конец прогулки в стае обычно таков: громко поорав команду "ко мне"(раз 15-20-30), найти в гурьбе собак своего щенка, (или пусть еще погуляет?), навтыкать ему в голову за неисполнение, одеть на поводок и поволочь на натянутой веревке. И так-до следующего общего выгула. Вылет из дому-короткая перебежка-ожидание СТАИ-вопли-рывки=пинки-домой....И так-изо дня в день, неделя в неделю. Что имеем? Хозяин САМ, по своей личной инициативе приучает собаку его не замечать. Для собаки владелец-это пустое и ненужное место. Нет, нужное. Чтоб покормить и вывести в стаю. Команды, подаваемые собаке во время прогулок не исполняются. Потому что перед тем как что то требовать-нужно этому научить. А никто не учил. И уже требует. Таким образом, собака приучается еще и забивать болт на все звуки, издаваемые хозяином. Таких проблем не имеют знаете какие хозяева? Которые подсознательно-или же по совету специалиста-понимают, что они должны быть для собаки стаей. И именно к хозяину собака должна вот так рваться, выпучив глаза, а не к вооооон той своре на поляне, окруженной весело щебечущими гуманоидами. А как так делать? Да очень просто. Нужно быть для собаки ВСЕМ. Партнером по играм в щенячестве. Кормильцем дома. Защитником в сложных ситуациях. Требовательным вожаком при случае. Который может и в голову настучать по необходимости. И приласкать. А если по пунктам, то: -львиную долю времени на прогулке играть с щенком. Первые дни после вывода на улицу впервые. Игрушки, мячики, догонялки, вкусняшки. -гулять на поводке. Длинном. Спуская щенка не "побегать вот с таким новым классным другом", а на огороженной территории, откуда щен никуда не денется. И там тоже играть с собакой. Кормить, когда она возле хозяина. -заниматься с щенком. Самому, в тихом месте. -прогулки строить таким образом, чтоб щенку был интересен только хозяин. И чтоб щенок ждал эти прогулки для того, чтоб порадовать хозяина и самому порадоваться. Короче, закладывать в его глупую пока еще, щенячью голову, что хозяин- ЭТО ВСЕ. это и бог, и царь, и лучше нету. Потому что выбора нет. Нет возможности пойти в посторонней собачке, потому что и собачки то нет. А есть хозяин. С едой, игрой, или просто царственным вниманием. И только тогда, когда на щелчок пальцев хозяина, собака подлетает к нему, бросив все-можно постепенно появляться в выгульных стаях. Потому что хозяин СОБЛАГОВОЛИЛ отпустить свою собаку там побегать. А потом позовет. И похвалит. Или по голове настучит. Потому что ОН так хочет, и так решил. Никакой собачьей самодеятельности. И физическим развитием собаки должен тоже ВОЖАК-то есть хозяин. А не радостно перекидывать эту обязанность на "стаю", которая выбегает щенка. Чем больше собаке уделяется внимания на прогулках в щенячестве - тем больше привязанность. Которая потом перерастает в контакт. И то, что называется "социальным инстинктом" (привет овчарочьим семинарам). Если же собака изо дня в день общается в стае, при минимальном уделении внимания владельцем-этот инстинкт "гаснет". Он просто не нужен собаке. И на его место плавно вползает "стайный инстинкт". Когда собака вся со всеми, с ними, вот на этой поляне, и весь день ожидания ведет к этому. И тогда хозяин ей нафиг не нужен ни разу. Потому что сам дурак. Некоторые граждане на подобный монолог инструктора делают большие глаза и обиженно спрашивают-а как же ранняя социализация щенка? Так прям обожествляемая и рекомендуемая? А никак. Для того, чтоб собака нормально росла и формировалась ей достаточно одной-двух встреч с себе подобными в неделю. И не просто тупого летания над поляной в догонялки полтора-два часа. Нет. Хозяин позволил собаке 15-20 минут поиграться с собратом по разуму. И именно ОН решает, что игра закончена, и нужно снова уходить с ним. Или что нужно подойти 300 раз на команду "ко мне" во время этих игр. И собака не возражает, она наоборот-рада вернутся к своему владельцу. Потому что ей с ним интереснее. Потому что именно он ей уделял внимание и время,а не вот эта пробегающая мимо шавка. Которую они, возможно, больше никогда и не увидят. А уж после того, как хозяин уделил столько времени своей собаке, воспитал ее так, что для нее есть только ОН ОДИН НА ЗЕМЛЕ-можно и в стаи выгульные походить. И с собачниками постоять потрындеть. А на глупые вопросы "почему же ваш пес не играет, не дерется с нашими собаками"-пожать плечами и сообщить, что вашей собаке это не интересно. И даже из игры ей интереснее подойти к хозяину, чем возиться с стаей битый час. У нее есть ЧЕЛОВЕК. Но при этом собака ни разу не ущербна в психике, и как себя вести в стае знает на раз два. Зато, когда наступает время завершения прогулки, этот хозяин тихим шепотом с одной команды подзывает собаку и уходит с ней играть палочкой. А хозяева "стайных" собак еще минут 40 честно отлавливают своих зверей. И тянут их на веревках домой... Так что, уважаемые граждАне, перед тем как с первой прогулки тащить своего щенка в стаю для "социализации"-подумайте, чем это может обернутся. Как говорят у нас в Украине - "что занадто - то не здраво". Или по-русски - от избытка хорошего бывает плохо. |
|
|
|
15.06.2014 08:53:46
ролик с элементом отработки корректного возвращения собаки в положение рядом с ногой
|
|
|
|
15.06.2014 08:54:17
интересные соревнования по флайболу
|
|
|
|
15.06.2014 08:55:29
Иван Балабанов рассказывает, как нужно и как не нужно играть
|
|
|
|
15.06.2014 08:56:43
ещё видео по приучению собаки к клетке:
|
|
|
|
15.06.2014 08:57:21
очень понравилось:
|
|
|
|
15.06.2014 09:00:09
О подходе Айвана Балабанова к дрессировке
Из статьи Алекса Вяткина Социальный инстинкт или с чего начинается дрессировка «…Итак, о значении социального инстинкта в спортивной подготовке. Всем тем, кому приходилось выступать в спорте, и кто понимает и ценит качественную работу, безусловно не может не нравится манера управления собакой в стиле Миа Скогстер, Кнута Фухса, Марко Коскенсало, Ивана Балабанова и др. мэтров современного спорта. С некоторых пор зародилась отличная традиция приглашать этих и других ведущих специалистов к нам на семинары. Мы многому у них научились и продолжаем учиться, но парадокс в том, что часто учимся не тому, чему нужно! Основная ошибка в том, что часто увлекаясь техническими навыками, мы забываем о состоянии собаки, и том самом социальном инстинкте, о котором идет здесь речь. Не секрет, я часто отказываю именитым спортсменам из стран СНГ в приобретении щенка из нашего питомника. Почему? Да потому, что вижу их отношение к собаке, как к спортинвентарю! А собака очень чувствует свое к ней отношение и отвечает тем же. Когда-то я этого не понимал. Мне говорили мои бельгийские друзья: «Алекс , хватит тестировать. Верь собаке , ее генетике и она ответит тебе тем же.» … Но я же самый умный. Как это «верь»?! А вдруг косяк замаскирован?! Давай придавим еще и посмотрим, что вылезет…И «вылазило»…Кто ищет, тот всегда найдет…Часто я отказывался от собак, которые в других руках , в последствии работали так, как я мечтал бы чтобы работала моя собака…Век живи, век учись. Сейчас, много занимаясь тренерской работой, помимо техники выполнения навыков ( спасибо Ивану Балабанову и Майку Эллису), я уделяю особое внимание состоянию собаки. Этому я научился, в основном, у немцев и финнов. Они в этом бесспорные мировые лидеры! Но что особо беспокоит, так это когда перспективные проводник и собака , в погоне за баллами и результатом, не могут найти или теряют нить доверия во взаимоотношениях. Это происходит по ряду причин. Первое –наша культура, в которой похвала или эмоции являются проявлением слабости! Мы мастера требовать, находить недостатки и искать виновных , но хвалить и искренне радоваться не умеем. Второе –неумение видеть главного. Для многих спортсменов дрессировка- это обучение навыкам. В то время , как дрессировка –это в первую очередь выстраивание гармоничных и доверительных взаимоотношений с собакой! Что многие видят на семинарах? Каждый свое. Некоторые- как и когда заграничная звезда нажал кнопку ЭШО . Другие- как скорректировал и ПОХВАЛИЛ. Но не все замечают последствия сиих действий на состояние собаки. Когда корректирует и хвалит Кнут Фукс, собака после коррекции подымается в драйве. Когда кнопку нажимает Барт Бэллон, эффект тот же. Когда то же делает иной семинарист-собака работает , но драйв падает. Несколько таких коррекций - и собака потеряна. Когда я делаю замечание, мне отвечают -а тот –то делал так же … Я всегда отвечаю –если бы это было так, у тебя собака работала бы так же, как и у мэтра, но этого не происходит. Для того чтобы работать как Кнут, Миа или Барт мало того, что необходимо выращивать собаку как они, но и чувствовать собаку нужно так же. А некоторые спортсмены хотят без базовой работы применить «мульки» с семинара и получить такой же результат. Этого не случится. Часто я наблюдаю такую картину. Человек (спортсмен) приехал на занятие, открыл машину и собака, выпрыгнув из бокса, буквально полетела в поле. Дальнейшее уже известно- такой спортсмен обычно «выезжает» на площадку чуть ли не верхом на собаке, и только там, прокричав «fuss» и дернув несколько раз поводок , приводит собаку в более-менее вменяемое состояние. Чем такая работа отличается от работы любителя? Да ничем. Те, кто тренируется со мной знают, что я не начинаю занятий с собакой (не щенком), пока она не сможет удержать концентрацию на хозяине на пути от машины или места выгула до тренировочного поля. Но одно дело удержать путем принуждения, а другое – путем мотивации концентрации. Для поднятия мотивации в дрессировке мы используем игрушки и лакомство. Но не ИГРУШКА должна являться мотиватором, а именно ИГРА с хозяином. Не кусок лакомства, выданный за правильное поведение, а именно процесс выдачи лакомства, который должен сопровождаться яркой похвалой и превращаться в праздник для собаки, с хозяином, как главным действующим лицом. Для того что бы понять разницу проведите простой эксперимент. Возьмите три куска «вкусняшки», и показав его собаке, молча скормите их ей. Затем показав ей следующие три куска собаке предложите убегая от нее, заставляя ее погоняться за рукой с яркой похвалой и оглаживанием другой рукой. Примерно тоже проделайте с игрушкой. Уверен, что вы сразу увидите разницу в поведении и состоянии собаки. При правильной работе игрушка и лакомство постепенно отходят на второй план, в то время как эмоциональное состояние и язык тела хозяина остается и дает собаке понять , что именно она сделала правильно. Как же развить социальный инстинкт в спортивной работе? Сколько людей, столько и мнений. Я предпочитаю начинать с обучения щенка следования за рукой и трюкам ( дай лапу, сделай змейку, кувырок….), которым можно научить щенка без ассоциации с базовыми командами. Во-первых, трюки развивают мозг вашего щенка и учат его активному поиску решения задачи- качество которое очень пригодится в последующей работе. Во –вторых , в дальнейшем ими можно разнообразить рутинную работу по нормативу и главное то, что собака учиться кооперировать с хозяином, а значит - работать для него! Далее приучите собаку к «позитиву коррекции». Работая со щенком на поводке вводите незначительную коррекцию поводком и кормите с похвалой одновременно. Всегда следите за состоянием собак. Хвост при этом должен быть «трубой». Если собак опустила хвост, она «зажалась» . Положение хвоста- индикатор внутреннего состояния собаки. Если собака держится от вас на расстоянии, избегая контакта телом , это также говорит об отсутствии доверия. Сядьте на землю. Дайте щенку «залезть на голову» , похвалите, покормите. Покажите ей , что быть с вами не опасно , а наоборот очень здорово! Если собака во время прогулки или в быту залезла в «гадость» или роется в мусоре , дайте незначительную коррекцию с отрицательным маркером и сразу переведите ее в движение рядом с похвалой и поощрением. Это приучит собаку к тому, что самое «хорошее» место на земле - рядом с вами…» |
|
|
|