Не покупайте собаку!

Страницы: 1 2 След.
RSS
Не покупайте собаку!, или как много нужно собаке для счастья
 
Павел Костюк
Не покупайте собаку, или как много нужно собаке для счастья

Аннотация


Я опубликовал 80% этой книги в виде газетных и журнальных статей, начиная с 1995-го года, но низкая информированность любителей собак заставила меня и представителя предприятия ROYAL CANIN на Украине опубликовать материал в виде книги. Мы очень надеемся, что в нашей стране отношение к животным приобретёт гуманные, цивилизованные формы, надеемся также, что эта книга сделает наше общество немного лучше.

Многое, касающееся конкретных приёмов работы, в предлагаемых публикациях обсуждалось с замечательным практиком — умелым воспитателем собак, Заповитряным Игорем Станиславовичем. Что касается методики, организации занятий, много полезного для этих публикаций автор почерпнул из разговоров с Лысенко Юрием Леонидовичем — начальником кинологической службы пограничных войск Украины. За помощь в формировании взглядов на обучение собак автор искренне благодарен этим людям и всем, с кем ему приходилось сталкиваться по вопросам дрессировки.

С некоторыми практическими наработками и с базисными знаниями мы, уважаемые любители собак, познакомимся на этих страницах, но заочно подготовить собаку, наверное, невозможно. Поэтому предлагаемые материалы — не учебник, а популярные заметки, которые помогут вам избежать вредных по отношению к собаке действий и найти разумных советчиков, которые помогут наладить контакт с вашим питомцем.


НЕ ПОКУПАЙТЕ СОБАКУ
!

«Чтобы мы приняли Вас в число кандидатов на передачу животного, Вы должны:

• Быть не моложе 18 лет

• Иметь документ, подтверждающий Ваше место жительства

• Иметь подтверждение того, что Ваш арендодатель оповещён и согласен на принятие животного

• Иметь желание и возможность потратить необходимое время и деньги на обучение, мед. обслуживание и уход за животным».

Не волнуйтесь, это не к вам! Это всего лишь выдержка из «Анкеты желающего взять животное», содержащейся в приюте известнейшей в мире общественной организации, следящей за гуманным отношением к животным.

Вот ещё несколько любопытных выдержек из документов этого Общества:

Перечень необходимых документов при передаче животного, которые должен иметь претендент:

• методические рекомендации по дрессировке и уходу

• одобрение арендодателя

• акт проверки жилищных условий работником общества

• направление к ветеринару выданное работником общества

• водительские права

Выдержки из плана консультации по передаче животного для менеджера организации:

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ:

• наличие денег

• мотивация (зачем вам животное)

• адаптация к жизни/семье

• план на случай переезда, отпуска

УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ:

• наличие территории, двора, ограды

• сколько времени животное будет в одиночестве

• сколько времени будет посвящено уходу и воспитанию животного

• наличие аллергии в семье

Не буду продолжать цитаты из этих бумаг; добросовестные английские волонтёры Английского Королевского Общества Предотвращения Жестокости к Животным внимательно исследуют каждого кандидата на получение животного потому, что они знают, — неопределённость выводов хотя бы по одному из пунктов их обширных инструкций приведёт кошку или собаку обратно в приют. Богатые англичане не пожалеют ещё сотни долларов (50 фунтов стерлингов), возвращая назад животное. Тем более, что они точно знают — в приютах Общества животное получит всё, что ему нужно.

Задача менеджера Общества отговорить претендента, если у него нет возможности содержать собаку. Может именно потому, что в Обществе хорошие менеджеры, а англичане разумные люди, в Англии нет бродячих собак, а все кошки носят на ошейниках колокольчики с именами владельцев.

Принимая решение взять в дом собаку, просто необходимо хорошо взвесить свои возможности, и в первую очередь — финансовые. Стоимость среднего щенка минимум около ста долларов, около двадцати долларов стоит минимальный месячный рацион, ещё долларов пятнадцать в месяц потратит владелец собаки на занятия с ней, которые продлятся пол жизни собаки, если конечно владелец не хочет терять контакта с питомцем. Сколько денег придётся отдать ветеринару, парикмахеру, организаторам выставок — один Бог знает. Таким образом, стоимость двухлетней собаки оказывается равной не менее тысячи долларов, причём указана минимальная сумма.

Ещё одна плоскость ваших возможностей требует внимательной оценки, а именно объём свободного времени, необходимый для самореализации вашего питомца с вашей помощью. Щенок требует внимания не меньшего, чем маленький ребёнок, и если ребёнка вы можете перепоручить специалистам (в яслях, детсаду, школе), то со щенком это будет не только очень дорого, но и неэффективно. Ведь щенок может быть отлично выдрессирован, но контакт с ним при профессиональной дрессировке налаживает инструктор и, естественно, собака больше привязана к нему. Следовательно, собака изменит ваш образ жизни, заставив вас проводить с ней не меньше трёх часов в день, а со щенком и того больше.

Третий немаловажный фактор, требующий оценки при решении приобрести среднюю или крупную собаку, это ваши физические возможности. Хорошая собака очень активна, вовлекая проводника в свои игры, а если проводник позволит ей играть больше с другими людьми или собаками, то потеряет привязанность своего питомца. Представьте себе взрослого добермана и подумайте, сколько нужно побегать с ним владельцу, чтобы удовлетворить его подвижность. Конечно, если вас устроит положение, при котором ваш питомец больше ценит общество своих партнёров по играм — дворняжек, чем ваше, можно рискнуть обзавестись доберманом, не умея бегать. Но несоответствие физических возможностей собаки и хозяина — зародыш больших неприятностей в будущем.

Не последнее, что необходимо помнить, это то, что жизнь не газетная статья, за которой может последовать десяток опровержений и уточнений, и животное, которое вы привели в дом, не исчезнет вдруг, если вам расхотелось за ним ухаживать. Оно переживёт серьёзную трагедию, и вам будет не сладко расставаться с ним, когда вы поймёте, что оно вам ни к чему. Значит, ваше желание возиться с собакой требует очень внимательной оценки.

Подробнее конкретизировать перечень факторов препятствующих содержанию собаки я не стану, это сделают ваши родственники, обречённые жить с вами и с вашим псом, но если вы чувствуете нехватку денег, времени, здоровья, желания — этих основных составляющих нормальных взаимоотношений с животным, умоляю вас — НЕ ЗАВОДИТЕ СОБАКУ!

Если вы всё-таки решились, прочтите прежде эту книжку, а может ещё несколько, и удачи вам, любитель собак, «мы с тобой одной крови, ты и я»!  
 
ТРИ СТУПЕНИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

Вы решили привести в дом собаку. Всё уже обдумано: и порода и пол, и то, для чего собственно собака оказывается в доме. Самое время приостановиться и подумать о самой собаке. Ведь это существо имеет такие же права на полноценную жизнь, как и мы, но его восприятие мира значительно отличается от нашего. Просто необходимо знать, что же ему нужно, кроме еды и питья. Нужно немного подучится, побольше узнать о том существе, которое, как минимум, десять лет будет жить с вами.

Непременно найдётся рядом с вами умелец, который покажет, как дёргать собаку за поводок по команде рядом, покажет, как избавится от приставаний собаки, когда она вам мешает, и научит вас, если при минимальных знаниях обладает ещё и артистизмом, получать удовольствие от того, что ваша собака кусает помощника дрессировщика за разные части тела на занятиях. При таком обучении основная ставка делается на агрессию как собаки, так и её хозяина. Собака становится запуганным пугалом для соседей, и единственной гордостью хозяина остаются рассказы — когда, как и кого кусал его воспитанник. Это первая, низшая ступень общения.

Так в общих чертах выглядит самый простой способ жить с собакой, имеющий право на существование, когда вы не знаете других, крайне обедняющий ваши взаимоотношения с животным.

Его интерпретацию вы увидите у подъезда вашего дома, когда, продравшись сквозь двери парадного, ваш сосед-собаковод со своим питомцем вздыхают с облегчением и разбегаются в разные стороны — собаковод к собаководам, курить в беседку, а питомец к собакам, погонять по двору. Незнание других способов в общении с четвероногим, кроме волевых, в конечном итоге приведёт только к взаимной неприязни, как и в любом другом общении — с домашними и друзьями.

Если вам повезёт, и вы встретите опытного советчика, который поможет вам выстроить обучение так, чтобы не слишком угнетать вашего питомца и получить необходимый результат одновременно, вы, вероятно, будете хотя бы бегать со своей собакой по утрам, может даже побросаете ей мячик иногда, и её жизнь не будет такой ограниченной, как в первом примере. Такая собака может быть нерасторопно услужливой, но ей не будет хватать важнейшего — счастья от работы рядом с хозяином. Это вторая ступень

И третья, высшая ступень — вариант радостного глубокого послушания, вариант абсолютного раскрытия возможностей собаки и любви проводника к своему питомцу возможен лишь при одном условии. Всё обучение строится на принципе, согласно которому собака всегда получает удовольствие от выполняемых действий, удовольствие, исходящее в основном от проводника. Описанный вариант — европейская методика тренировок, по которой готовятся собаки к испытаниям по международной системе нормативов (IPO).

Готовить собаку согласно таким установкам можно, только хорошо зная практические приёмы обучения, которые опытные дрессировщики собирают десятилетиями, и теоретические основы работы с животными: этологические принципы, физиологию высшей нервной деятельности, — которые тоже за один день не изучить.

Высокий уровень подготовки проводников и инструкторов, требующий знания техники работы, последовательности применения технических приёмов и принципов процесса обучения животных — непроходимый кордон, не допускающий на серьёзные соревнования по дрессировке всевозможные «национальные, профессиональные» и другие самохвальные группки и школки доморощенных умельцев. Следует также помнить, что международная система нормативов неразрывно связана с селекцией, а, следовательно, участие в испытаниях — селекционное мероприятие, улучшающее собаку не только как существо, живущее рядом с вами, но и как биологическую единицу, как породу. В цивилизованных странах участие в испытаниях является долгом собаковода.

А если у вас не служебная собака? Подходы европейских методик помогут вам найти с ней абсолютное взаимопонимание.

Знать язык, на котором партнёр захочет общаться с нами, знать способ убедить его совершить необходимые нам действия, используя темы, которые его интересуют, — секрет успеха в любом деле. Собака — наш партнёр, игровые приёмы — её язык, основные инстинкты — собачьи темы. Применение приёмов таким образом, чтобы были задействованы основные инстинкты, даст нам способ воспитать радостного, внимательного товарища, а если нужно — то и защитника.

Девиз этой методики: ты и собака — гармоничное единство.

Имея представление о возможностях этого контакта, вы сможете остановиться на любом из приведенных уровней его организации, но уже вполне сознательно.  
 
ПУТЬ ПАРТНЁРСТВА, ИЛИ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

Наверное, все владельцы щенков понимают необходимость воспитания своих питомцев, большинство пытаются отнестись к ним с любовью и вниманием. Попробуем хоть в какой-то мере восполнить отсутствие современной соответствующей литературы, чтобы помочь вам, приведшим домой собаку, не сделать ошибок, серьёзно нарушающих ваши взаимоотношения.

В начале нашего века великий русский физиолог Павлов показал, как образуется основной элемент поведения — условный рефлекс. Теперь каждое пособие по дрессировке начинается со слишком упрощенного описания открытия Павлова, согласно которому последовательность действий при формировании навыка должна быть следующей: а) команда, б) принуждающее действие, в) выполнение команды. Иногда предлагается поощрение после выполнения, иногда во время выполнения предлагается, доставляя удовольствие собаке, показать правильность её действий, что называют подкреплением. Подразумевается, что многократными повторениями можно добиться понимания собакой сигнала (команды), то есть выполнения команды без принуждения. Кажущаяся простота описанного процесса заставляет однократно рассмотревшего эту схему считать себя вполне специалистом. Но такая схема — слишком линейное описание одного, пусть и важного, элемента в сложном, многоступенчатом процессе воспитания — ЭЛЕМЕНТА ПРИНУЖДЕНИЯ. Забывается порой даже, что принуждение может быть пищевым.

Пьяный мастеровой, монотонно повторяя своей собачке «умри», так же монотонно шлёпает её стоптанным башмаком по голове, собачка визжит и вырывается — это почти дословное классическое описание национальной дрессировки — бытовое понимание приведенной схемы. Оказаться в роли такого дрессировщика может каждый из нас. Но есть ли другие способы?

Райзер, человек, посвятивший значительную часть жизни дрессировке собак, предложил схему построения поведения животных и на её основании получил метод обучения, давший не одного чемпиона мира по рабочим качествам. Он предлагает опираться на наследуемые цепочки элементов поведения, от реализации которых собака получает удовольствие, на основные инстинкты, то есть на потребности нашей собаки.

Яркий пример — выработка навыка движения у ноги. На первой стадии выработки проводник щенка по команде должен начать двигаться в высоком темпе, чтобы щенок получал удовольствие уже только от темпа, так будет удовлетворён один из основных инстинктов собаки — инстинкт движения. Кроме этого, щенок получит удовлетворение от того, что хозяин так и не смог убежать от него: удовлетворит инстинкт преследования. Если при этом хозяин ещё и покажет щенку любимую игрушку, то малыш начнёт на неё охоту, что ещё сильнее заставит его держаться ноги хозяина. Когда хозяин отдаст игрушку щенку после нескольких шагов возле ноги, то удовлетворит один из самых сильных инстинктов — охотничий. Можно слегка побороться с малышом, подёргивая игрушку, удовлетворив его инстинкт общения и тут же отдать её, удовлетворив его ещё и как борца. Если щенок потреплет игрушку и пронесёт её несколько шагов, то замкнётся цепь инстинктивного — автоматического поведения: ведь теперь «добыча» «убита» и унесена в «укрытие» — совершено КОНЕЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ. Результатом такой удачной охоты является чёткое запоминание того, что ей предшествовало, как непреложной инструкции в дальнейшей жизни. А предшествовала ей команда «рядом» и движение у ноги.

Примеров действенности этого метода бесконечное множество, один из них я привожу ниже.

Симпатичный небольшой восточный человек вышел из БМВ цвета мокрого асфальта, а за ним выпрыгнул огромный английский мастиф. Я ждал их на обочине дороги у заброшенной лужайки.

Эмоционально размахивая своим телефоном, восточный человек жаловался на собаку: «Пошёл давить ротвэйлера, понимаешь, я его нэ удэржал, понимаешь, он мнэ обэ ноги разбил. Что мне тэперь дэлать?» — спрашивал он. Я очень сочувствовал маленькому восточному человеку, ведь мастиф остался без хозяина, поэтому и попал к новому человеку уже взрослым трёхлеткой.

Я рассказал собеседнику о мечтах его собаки, в которых пёс охотится на жирных байбаков и сусликов в шёлковых травах несбыточных снов, дал в руки толстую матерчатую колбасу, долженствующую изображать этих сусликов, и показал, как ею пользоваться. Уже через несколько минут я наблюдал, как собака не просто с охотой, а именно в ажиотаже, с нервной дрожью восторга выполняла команды маленького человека. «Лэжать… ко мнэ… сидэть… рядом», — доносились до меня азартные возгласы, а вслед за каждой командой раздавалось довольное урчание собаки, которой после выполнения нужного действия отдавался матерчатый «суслик» на растерзание. В довершение приключения на лужайку выбрался ротвейлер, волоча за собой на поводке хозяина. Маленький восточный человек прикрикнул на свою английскую собаку, и через мгновение огромный мастиф трусил у его ноги ожидая появления из-за пазухи хозяина предмета охоты и даже не глядел в сторону ротвейлера, принимавшего вызывающие позы.

Следует сказать, конечно, что собака была воспитанной, иначе нельзя было бы с первого раза заставить её подчинятся, но маленький человек справился легко и быстро с огромной чужой собакой, прожившей у него всего несколько дней, справился совершенно без насилия, вернее два существа (человек и собака) одновременно добились желаемого, да ещё и получили при этом удовольствие. Кстати, неизвестно чем бы закончилась попытка силового принуждения собаки в таком случае.

Приведенный пример показывает, насколько сильны способы, управления поведением, использующие положительный эмоциональный фон с помощью «игровых» методов. На самом деле эти методы нужно назвать скорее жизненными, так как в жизни животных обучение происходит именно таким способом.

Обобщим сказанное. В нормальном поведении любого животного выделим следующие стадии: а) поисковое поведение — направленное на поиск раздражителя, включающего инстинктивные цепочки поведенческих реакций, б) обнаружение одного из «ключевых» (по Райзеру) раздражителей, сопровождающееся усилением мотивации инстинктивного поведения, в) цепочка инстинктивных действий, доставляющая животному удовольствие, успокаивающая животное и приводящая к снижению мотивации — КОНЕЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ. Жизнь обучает нас с партнёрских позиций, предлагая удовлетворение за верные шаги. Таким образом, обучающий приём всегда должен включать последний элемент схемы и обязательно использовать второй.

Приведём пример действия схемы в обыденной жизни: молодой человек со своим бультерьером отправился с приятелями на шашлыки. А) он лежит на солнечной опушке у реки, обнимая кастрюлю с маринованной свининой, лениво оглядывая окрестности, его бультерьер зигзагами носится в кустах, товарищи отправились удить рыбу. Б) по тропинке идёт умопомрачительная блондинка, парень взволнованно подскакивает, подтягивается, откапывает в сумке шоколадку и бросается знакомиться с девушкой, бультерьер на очередном зигзаге натыкается на никем не охраняемую кастрюлю и тыкает её мордой, нервно оглядываясь по сторонам. В) парень находит в сумке бутылку марочного портвейна, возбуждённо выпивает его с новой знакомой, они рефлекторно и застенчиво подсаживаются друг к другу, совершают ряд других рефлекторных действий, после чего немного ошарашено и умиротворённо изучают кружева листвы над их головами, бультерьер в то же время, истекая слюной. всё сильнее тыкает мордой кастрюлю, которая, наконец, переворачивается, пёс совершенно рефлекторно заглатывает больше пяти килограммов маринованной свинины и задрёмывает на солнцепёке не в силах даже вынуть голову из кастрюли. В результате парень навсегда запомнил хороший вариант знакомства, а его бультерьер научился проверять кастрюли.

Парень, как и его собака не просто лежали на берегу, (живые существа ничего и никогда не делают просто так), они активно искали нечто, включающее механизм удовлетворения, состоящий из цепочки автоматических последовательных действий и подразумевающий запоминание способа включения. Это нечто, будь то блондинка или кастрюля со свининой, имеет над участниками событий почти неограниченную власть. Райзер называет это ключевым раздражителем и с его помощью включает механизм обучения. А энергию для его работы можно извлечь только из желания получить ключевой раздражитель, проще — жажды жизни.

Ключевой раздражитель — ключ от ворот в город, называемый партнёрством. Имея его в руках, мы имеем власть над поведением и животных, и людей, и даже над своим собственным поведением, пусть это и сложнее.  
 
Будем учиться у жизни учить…

Итак, уважаемые собаководы, мы с вами увидели преимущество творческого способа обучения перед авторитарным, проиллюстрировали это на примере построения приёма обучения щенка движению у ноги, увидели пример практического применения метода в сложном случае, вслед за Райзером сформулировали схему построения поведения, проиллюстрировали её различными примерами. Наметили применение её на практике. В дальнейшем мы подробно разберём практическое её применение во время обучения наших питомцев.  
 
ЗАКОНЫ ПАРТНЁРСТВА

Коль скоро мы отказываемся видеть в собаке устройство для удовлетворения своих прихотей, то нам придётся её рассматривать как партнёра. Только на первый взгляд это оказывается неудобным, на самом деле такой взгляд сулит, как мы уже видели в предыдущей главе, огромные преимущества и удовольствия.

ГЛАВНОЕ, что нужно о партнёре знать, начиная с ним беседу, — это его любимые темы, то, чего он хочет от жизни. Ведь все наши с ним переговоры, чтобы быть эффективными, должны быть к тому сведены. Иными словами, каковы же ключевые раздражители, используемые нами?

Это можно узнать, изучив список инстинктов или врождённые форм поведения, удовлетворяющие главные потребности животного: инстинкты поддержания жизни, или вегетативные:

• — добывания пищи (пищевая, охотничья, обонятельная, поисковая, — реакции)

• — самосохранения (знакомства с окружающей обстановкой, ориентации, настороженности, недоверия к незнакомым животным, освобождения, избегания боли, оборонительная, — реакции)

• — регулирования физиологических ритмов;

• — моторные (подвижности, борьбы, преследования, копания, — реакции);

• — обучения (игровые, подражательные); инстинкты социальные:

• — общения, охраны членов группы и территории, наведения порядка, доминирования, подчинения, агрессии, сочувствия, — реакции; инстинкты продолжения рода, или генеративные реакции:

• — ухаживания, вязки, садки, ухода за потомством — реакции.

Предложенная классификация сделана на основе:

• «Служебное собаководство» Ред. Зубко

• «Воспитание собаки» Ред. Отт, Сваровски, Вундерлих.

• «Собаки наши друзья» Ред. Навольный.

Всё вышеперечисленное — автоматические цепочки элементов поведения, ведущие к удовлетворению жизненных потребностей нашего партнёра. Только включая их, мы можем рассчитывать на то, что и для нас будет сделано то, что нам нужно, быстро и с радостью.

А каковы же эти потребности на вид? Кусочек печенья, матерчатый валик для игры, просто убегающий хозяин или хозяин после небольшой разлуки — вещи, ради которых наш пёс готов на всё.

Зная темы, интересующие собеседника (то, к чему мы сведём разговор), нужно знать, когда преследовать свои интересы и когда удовлетворить интересы партнёра. Это нам подскажет схема из предыдущей статьи и элементарная логика.

Будет ли наш партнёр думать о наших интересах, если в самом начале добьётся удовлетворения? Конечно, нет. Будет ли он входить с нами в контакт, не предвидя удовлетворения? Вряд ли. Значит, ВСЕГДА мы имеем для нашего щенка игрушку, лакомство или хотя бы желание побегать (подробнее смотри перечень инстинктов), но мы никогда не выкладываем сразу наши козыри, а только взамен на услуги со стороны малыша.

Разберём конструкцию приёма. А) показываем малышу бублик и поисковая реакция приводит щенка к нам; б) высоко и ласково говорим малышу «ко мне» и показывая ему бублик, одновременно отбегаем от малыша лицом к нему (мотивация максимальна, то есть малыш уже не сомневается, что хозяин — выгодный партнёр, ведь предложено и пищевое и двигательное удовлетворение); в) он кинется к ногам проводника, с удовольствием пробежавшись, получит ещё и кусочек бублика. Теперь нужно оставить щенка ненадолго в покое. Некоторое время он будет переживать счастье достижения цели. Потом можно повторить всё сначала. Бесполезно требовать от щенка подхода, если он что-либо уже жуёт или заинтересован чем-то.

Повторить урок можно тогда, когда от прежнего куска останется только сладкое воспоминание, а следующий уже мелькнёт в ладони проводника и будет замечен. Щенок НЕ ОБУЧАЕТСЯ сразу после того, как лакомство получено! Мы, наслаждаясь достигнутым, тоже не слышим ни друзей, ни родных.

Так мы применили четыре основных закона партнёрства.

Мы:

• ВСЕГДА ГОТОВЫ ДОСТАВИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ПАРТНЁРУ;

• СТАВИМ ЕГО В ПОЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ ВОЗМОЖЕН ТОЛЬКО ОДИН ОБРАЗ ДЕЙСТВИЙ — НУЖНЫЙ НАМ И ПРИЯТНЫЙ ДЛЯ НЕГО;

• ПОЛНОСТЬЮ УДОВЛЕТВОРЯЕМ ЕГО В ЕГО СТРЕМЛЕНИЯХ К КЛЮЧЕВОМУ РАЗДРАЖИТЕЛЮ, ТОЛЬКО КОГДА ОН ВЫПОЛНЯЕТ ТО, ЧТО НАМ НУЖНО;

• НЕ ПЫТАЕМСЯ ТРЕБОВАТЬ ОТ НЕГО ЧЕГО-ЛИБО, КОГДА ОН НАСЛАЖДАЕТСЯ ДОСТИГНУТЫМ.

Давайте научим щенка садиться по команде. А. Возьмём плотную тряпку, величиной в две ладони, перевяжем шнуром посередине, и предложим малышу поохотится на неё, подёргивая за шнурок. Б. Скажем ему «сидеть» и поднимем добычу повыше, щенок прыгнет пару раз, может даже тявкнет, и, наконец, сядет подумать, как же быть дальше. В. Отдадим ему тяпку, но только когда посидит хоть секунду. Когда малыш треплет и таскает добычу, не пристаём к нему ни с какими уроками!

Можно легко научить малыша приносить предметы.

А. Начнём игру в охоту за тряпкой,

Б. Отбросим тряпку на пару шагов по команде «апорт», двигаясь за щенком, обгоним его, после того, как он схватит тряпку, заставим себя преследовать с тряпкой в зубах просто убегая;

В. Когда щенок догонит нас, поймаем конец шнурка и слегка потянем — дадим ему победить нас в борьбе! Сразу отпустим тряпку и дадим малышу унести её на несколько шагов. Только после этого можно начать сначала уже просто с убегания. Очень скоро малыш будет преследовать нас, повсюду тыкая в руки свои игрушки, только бы мы побросали их ему или с ним поборолись за добычу.

Регулярное выполнение партнёрских обязательств со стороны проводника вызовет доверие со стороны собаки, и она скоро станет выполнять команды и без постоянной стимуляции, помня, что за партнёром, как говорится, «не заржавеет». Профессионально это называется установившимся навыком. Правда, злоупотреблять доверием всегда вредно, и до конца жизни нашей собаки мы будем носить в кармане хотя бы сладкий сухарик.

Всё сказанное выше касается щенков от трёх до пяти месяцев. Представьте себе человека, пытающегося войти в делёж прибылей предприятия, в создании которого он не участвовал. Так выглядит и человек пытающийся требовать послушания от годовалого подростка, о воспитании которого он до сих пор не думал. Собака уже нашла свои способы организации внимания, придумала для себя способы поведения, и с неприязнью примет попытки всё переменить. Поэтому сформулируем пятый закон партнёрства к уже приведенным четырём.  
 
ПРЕДЛАГАЙТЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СВОЕВРЕМЕННО!

Мы с вами, уважаемые воспитатели своих щенков, разобрали все основные условия сотрудничества, кроме последнего: ваш щенок должен быть к сотрудничеству способен.

Щенок должен постоянно, активно искать те явления, которые включают реакции, перечисленные вначале, которые заставляют щенка хватать, преследовать, играть, гоняться за лакомством, названные Райзером ключевыми раздражителями.

Иными словами, наше со щенком предприятие обязательно обанкротится, если партнёры будут вялыми и безынициативными.

Ваш щенок должен быть любопытным, подвижным, активным, смелым, должен сгорать от жажды жизни.

Как выбрать такого щенка, мы разберём в дальнейшем.  
 
ПЕРВЫЕ ШАГИ

Выбери приятеля, или о жажде жизни поконкретнее.

По команде, ко мне подбегает шоколадный доберман. Он всего третий день живёт у меня, но мы с ним уже без ума друг от друга. Пока приходится его твёрдо усаживать — скоро он научится это делать сам. Он смотрит мне в глаза, — гуляй, — пробегаю с ним насколько шагов — разделяю его счастье свободного полёта над лужайкой. Ко мне! — произношу высоко и ласково — он замирает — я отбегаю, сомнения оставлены, он несётся ко мне, а его шоколадное тело играет, как шёлковое знамя на ветру.

— Извините, можно спросить? — мы дружно поворачиваем головы. К нам по ранней влажной весенней траве приближается парочка. Это великолепная молодая дама в пышной длинной шубе, ведущая круглощёкого молодого человека. Они только что отчалили от автомобиля, напоминающего звездолет из какого-нибудь фантастического боевика.

Я польщён, мы производим впечатление на солидных людей.

— Конечно.

— Мы хотим такую же собаку, — я польщен вдвойне. — Он у вас такой послушный, — я таю, хочется поддакивать и стелиться ковром.

Ведь я дрессировщик, а собака у меня третий день. Это не важно, что цена такой похвале — копейка ломаная. Я начинаю расхваливать своего студента. Он невероятно чувствителен, умён, схватывает на лету, грациозен. В это время перед моим мысленным взором прокручивается мультик про эту милую даму. Как она в своей пышной шубе, модельных туфлях гоняет по грязной весенней лужайке за моим студентом. Я трясу головой, на месте дамы хочу представить её провожатого. Он как раз вынимает из недр модного пальто платок, с трудом наклоняется и машинально трёт лаковый ботинок, цену которого я даже не пытаюсь отгадать.

— Знаете, — осторожно говорю я, — доберманы очень быстрые собаки, они требуют мгновенной реакции от проводника, чёткой, аккуратной работы во время учёбы. Они очень любят бегать, если не бегать вместе с ними, контакта с собакой не найти. Если вы цените покой в доме, если у вас не слишком много выдержки, то, может, вам не нужен доберман. Заведите ротвейлера.

— Нет, нет, — делает гримасску дамочка, — это просто мясники какие-то.

Я припоминаю одного знакомого ротвейлера. Этот спокойный, вальяжный красавец хорошо слушался хозяйку. Однако, гуляя от неё вдалеке, пытался убивать всех своих братьев по полу. Если дама имеет в виду именно это, то она права. Исходно такие собаки сопровождали стада, гонимые на бойни, они охраняли скотину от крупных хищников и людей. Поначалу собаки такого типа отбирались отнюдь не по признаку управляемости — то есть не по скорости смены возбуждения торможением. С этими собаками нужно быть очень внимательными: во-первых, при воспитании, чтобы дома проблем не было; во-вторых, на прогулках, чтобы соседских зверей не ели. Те же особенности, только ярче выраженные, у большинства мастифоподобных собак, у бойцовых собак.

Шерстистых я даже не вспоминаю, глядя на стерильный салон машины. Хотя первая служебная собака у человека должна быть, вероятно, немецкой овчаркой. В силу многолетнего отбора по рабочим качествам даже собак отечественного разведения можно легко воспитать.

— Может, мастиф? — говорю я, дамочка мотает головой. — Нет, нет, эти сопли.

У меня недавно проходил воспитательный курс английский мастиф. Милый увалень весом килограмм восемьдесят. Учить его нужно было с трёхмесячного возраста, как любую собаку. Момент был упущен. При своём весе и игривом нраве он, шутя, валил своих воспитателей, как кегли. Ну и сопли, конечно. После отъезда англичанина моя супруга облегчённо вздохнула. Она сделала генеральную уборку. Она была счастлива… ровно сутки. Потому что вслед за англичанином ко мне прибыл невероятно мордатый, невероятно сопливый неаполитанец.

— Я хочу собаку, такую, как я хочу!

— Доберманы великолепны, но им необходима беготня…

— Как охотнику охота, — компетентно вставляет супруг, внимательно разглядывая стаю галок на дереве в двухстах метрах от нас.

— Вы же его учите для кого-то! — настаивает дама. Я поделился с ней меркантильной стороной наших со студентом любовных отношений в начале разговора.

— Характера собаки учёба не изменит, да и денег стоит.

— Сколько? — концентрируется на мне супруг.

Я описываю уровень цен и сервиса в своей сфере, стараясь не порочить конкурентов, зная, как это дурно выглядит со стороны.

— Нет проблем, вы же понимаете — не в деньгах дело, — говорит супруг.

Я не уверен, что пойму когда-нибудь такое состояние, когда дело не в деньгах, но продолжаю разъяснять.

— Проблемы есть — собака после курса не различает голоса хозяина, а вы не имеете навыков управления собственной собакой. Это исправимо, но потребует от вас некоторых дополнительных усилий. Способ хорош, когда времени на собаку у вас мало, а хочется вышколенного пса.

— Надо подумать, — наконец трезвеет дама.

— Мы подумаем, — говорит ей супруг с обещанием в голосе, по которому чувствуешь человека не имеющего проблем, по крайней мере, с деньгами.

Они отбывают на своём звездолёте в непонятный для меня мир, с разрушенной мечтой о шоколадном добермане, спокойно лежащем у кожаного кресла. Я же преисполняюсь любви и благодарности к этой парочке от имени тех собак, что будут у них жить (если будут), а уважения — от своего собственного имени. Ведь они ПОДУМАЮТ, хоть у них «нет проблем». Подумаем же и мы с вами, прежде чем завести собаку.

Вы всегда мечтали о собаке, но родители не разрешали приводить в дом животных, теперь вы живёте отдельно и можете завести щенка. Или у вас есть собственные дети, которые, наконец, заставили вас «купить собачку», или какой-то поворот в вашей жизни убедил вас оживить свой дом с помощью собаки, или у вас новая просторная квартира, и, наконец, сбывается ваша мечта о ласковой собачонке. В любом случае вы покупаете щенка.

Решение принято в общем. Осталось выяснить кое-какие частности: какой породы, какого возраста, какого пола должен быть ваш щенок, где его взять.

Почти все проблемы вами решены, и вот, наконец, перед вами помет, из которого вам предстоит выбрать партнёра на ближайший десяток лет. Как не ошибиться в своих надеждах на собаку?

Ваши приятели рады посоветовать вам. Один предложит посадить вашего будущего щенка под железное ведро, затем, стукнув по нему железкой, проверить, описался щенок или нет — это покажет насколько он будет смел, другой предложит брать самого большого — он де будет самым сильным и свирепым, третий посоветует взять того, который первым ткнётся в вашу руку, ему, мол, не будет равных по преданности. Будет хорошо, если вы выслушаете такие советы, чтобы не портить отношений с друзьями, но следовать им будете весьма осторожно. Можно обратится к специалисту. В этом случае приходится помнить о том, что украинский кинолог слишком часто имеет образование, содержанием которого сверх весьма средней школы являются трёхмесячные нерегулярные курсы. Наибольшая сложность обучения на них — выплата небольшой (или большой) суммы за корочки. Словом, есть риск услышать уже приведенные советы, только теперь от «профессионала».

Что делать? Справиться с этим революционным вопросом я хочу вам помочь. Для этого я сразу ограничу задачу. Я дрессировщик, поэтому для меня важен контакт с собакой. Советовать в выборе породы не стану, скажу только, что наилучший контакт возможен с собаками служебных пород, что большая собака хорошо чувствует себя там, где много места, шерстистая — в своём дворе, что любая порода хороша для того, для чего выводилась. Если вы не хотите разводить собак, то возьмите кобелька. У них поведение стабильнее, не предстоит возня со щенками. Правда, вас может ожидать столкновение с сильным характером, но, на мой взгляд, это не беда. Всё ниже приведенное предлагаю воспринимать не как документ типа воинских уставов, а как информацию, которая поможет вам сделать собственный выбор.

Возраст щенков, попадающих в продажу, сильно колеблется. Характер оформляется к году и позже, но основные реакции можно наблюдать уже с месяца. То, что мы будем выискивать, определяется задачами, поставленными впоследствии перед собакой. Наиболее гармонично и продумано выглядит система требований, выставляемая международной системой испытаний (IPO). Задачи соответствуют разделам международной системы испытаний (IPO): защита, послушание, работа по следу. Не стоит думать, будто ваша будущая собака не должна быть спортсменом, и потому, мол, (IPO) не для вас. Навыки этой системы очень прагматичны, да и подходы, ею используемые, должен знать каждый собачник. Ведь мы хотим полной реализации способностей нашей собаки, как и своих собственных.

Разберемся, какими приёмами стоит воспользоваться, чтобы попытаться увидеть среди играющих щенков вашу будущую собаку. Рассмотрим эти приёмы в порядке приоритетов выставляемых международной системой испытаний.

Итак: какие нужны способности нашему щенку для того, что бы из него получился защитник? При работе с собакой по защите используют охотничьи и социальные реакции — это стремление к добыче, способность к борьбе, агрессия.

Все эти реакции необходимы, если одной из них недостаёт, защитные функции будут не полными — утверждает Г. Северин, известный отечественный специалист по немецкой овчарке. Для примера стоит вспомнить одного агрессивного ризеншнауцера. Он великолепно защищал хозяина, иногда просто спасая его, нанося серьёзные раны нападавшим ударами зубов, но удерживать нападающих не мог из-за отсутствия способности к борьбе. Такая особенность сильно ограничивала возможность служебного применения этой собаки. Собака использовалась не на службе, а в быту, поэтому её судьбу можно назвать счастливой.

Увидеть стремление к добыче можно очень просто. Сделаем кошачью игрушку и поиграем со щенками. С месяца щенки будут пытаться хватать игрушку. Тот, который будет активнее в этой игре, отнимет игрушку у остальных, заслуживает внимания.

Способность к борьбе щенок покажет, если за конец игрушки слегка потянуть, а также в борьбе за игрушку с сопомётниками. Щенок должен как можно дольше удерживать игрушку.

Во взаимоотношениях с товарищами по играм можно увидеть и уровень игровой агрессии, на которой после строятся защитные реакции. Агрессию можно увидеть, опрокинув щенка на спину и потормошив его аккуратно ладонью. Он должен активно сопротивляться и проявлять агрессию. Для воспитания защитника нужен высокий уровень агрессии у щенка.

Вторым важнейшим качеством вашей собаки должно быть послушание. Печально видеть большую сильную собаку, медленно, уныло бредущую за хозяином, испуганно прижимающую уши и шарахающуюся при резких его движениях. Такая картина типична, если хозяин не использовал в общении с псом основных рефлексов, не пытался, опираясь на базовые поведенческие реакции, завладеть вниманием своего питомца, получал навыки послушания, пользуясь жёсткими механическими воздействиями.

В то же время приятно видеть веселую собаку, выполняющую требования хозяина с охотой и удовольствием. Такие партнёрские отношения можно наладить только со щенком, имеющим определённые способности.

У способного к обучению щенка должна быть хорошая ориентировочная реакция — он должен интересоваться всем новым для него, попадающим в его поле зрения. Новыми звуками, световыми феноменами, новыми запахами. Если этот интерес слаб — обучение проблематично, но если слишком силён — это тоже не хорошо. Ведь новую команду щенок должен заметить и подготовить свою нервную систему для работы. Если на новое щенок реагирует слабо, то и к выполнению команд будет не готов. Можно свиснуть, звякнуть ключами, зажечь спичку. Щенок должен явно остановиться, затем, подойдя поближе, проявить интерес к явлению. Затем, изучив явление, спокойно заняться своими делами.

Следом за командой мы заинтересуем щенка в выполнении действия. Наличие возможности вызвать нужный интерес необходимо проверить у нашей будущей собаки.

О стремлении к добыче мы уже говорили. Щенок должен заинтересованно относиться к предметам, пытаться отнять их у любого. Если это так, то в последствии с помощью предмета можно будет легко щенком управлять.

Следующая необходимая реакция — пищевая. Покажем щенку кусок лакомства. Попытаемся провести его за приманкой как можно дальше. Чем большее расстояние пройдёт щенок за кусочком лакомства, тем лучше. Чем более стойкой является эта реакция, тем проще будет управлять малышом.

Затем побегаем перед щенком. Щенок должен преследовать пробегающего или движущиеся рядом с ним крупные предметы, такая реакция поможет нам решить много проблем управления собакой.

Заволнуется ли щенок, если все скроются из его поля зрения? Если да, то мы потом сможем использовать эту его особенность в работе.

Поскольку у собаки есть замечательный нос, невероятно чувствительный и изощрённый, собака, не умеющая им пользоваться, будет чувствовать себя ущербной. А мы будем страдать оттого, что наш пёс не полностью реализовал свои жизненные возможности.

Чтобы нам было приятно заниматься запахами с собакой, нужны способности к этому у щенка.

Проведём по полу полосу кусочком мяса и спрячем этот кусочек под пластиковый стаканчик. Как быстро щенок отыщет кусок? Разбросаем по полу приманку маленькими кусочками. Как быстро и как тщательно он соберёт её? Забросим в траву любимую игрушку и поглядим, будет ли щенок пользоваться носом при поиске? Кто лучше и быстрее справляется с приведенными заданиями, тот сможет стать розыскной собакой.

Конечно, приведенное касается щенка, отделённого от помёта, но необходимо оценить и поведение его в группе товарищей. Он должен быть подвижным, активным, доминировать, ориентироваться в ситуациях, возникающих при питании, игре.

Последние испытания будут касаться уже не выраженности конкретных рабочих качеств, а качеств нервных процессов. Мы должны проверить чувствительность щенка к стрессам. Для этого бросим на пол недалеко от него крышку от кастрюли. Щенка нужно чем-то занять в это время. Наилучшей реакцией будет умеренный интерес щенка к источнику звука, затем быстрое возвращение к прежнему занятию. Если щенок надолго прервёт прежнее занятие и всерьёз насторожится, из него получится, скорее всего, трусоватая собака. Больно щипнув испытуемого во время игры, можно проверить, насколько он будет устойчив к жёсткому принуждению при воспитании, которого вы, безусловно, не избегнете. Если щенок не возобновляет игру с вами, если становится опасливым, это тревожный знак, обучать такую собаку будет сложно. Если же щенок быстро забудет обиду, учить его будет легко, он простит вам ваши ошибки при воспитании.

Таким образом, мы сможем проверить большинство реакций, необходимых при обучении, заранее и будем в какой-то мере застрахованы от разочарований. Все эти реакции проявляются в возрасте после полутора месяцев, раньше выбирать щенка нецелесообразно.

Перечисленные реакции — необходимые составляющие двигателя, приводящего в действие механизм партнёрских отношений, сила, которую не назовёшь иначе, как жаждой жизни, и которая так необходима нашему щенку. Чем сильнее будут выражены проверяемые реакции — тем сильнее стремление щенка к ключевому раздражителю — тем проще его обучить, тем сильнее у него жажда жизни или, научно говоря, аппетенция.

Вопросов ветеринарии, экстерьера, качества крови я не касался преднамеренно.

Буду очень рад, если приведенная информация поможет вам не ошибиться в выборе приятеля. Но если у вас есть противоположные соображения, никто не в праве навязывать вам своих, ведь ваш пёс будет любим именно вами.  
 
ЩЕНОК

Кто может спокойно пройти мимо щенка служебной собаки, да и вообще мимо щенка? Я не могу. Каждому владельцу пушистого, вечно озабоченного, любопытного малыша, я безнадёжно завидую — у меня взрослая собака.

Дама двигалась короткими перебежками по лужайкам парка. Дама была в возрасте, и её порывистые пробежки издалека обращали на себя внимание. От куста к кусту, от дерева к дереву дама приближалась ко мне. Я в это время занимался со щенками. Когда она подошла поближе, причина порывистых продвижений солидной матроны, до того скрытая высокой травой, открылась сама собой. Это был английский бульдожек — очаровательный уродец пяти с половиной месяцев, сильный, настойчивый, заинтересованный всем на свете. Его движения были направлены от хозяйки в окружающее пространство с такой силой, что хозяйка на поводке едва удерживалась на ногах. Дама аккуратно начала интересоваться, как можно позаниматься со щенком, сколько это будет стоить. Я вспомнил большущего молодого человека, наверное, сына этой дамы, идущего вдоль домов с накрепко прижатым к уху мобильным телефоном и этим малышом на поводке. Молодой человек временами останавливался, одергивая тянущего во все стороны малыша, тогда малыш огорчённо усаживался у ног хозяина. Я объяснил даме, как нужны щенку ласковые прикосновения, как общаться со щенком с помощью предметов, как развернуть стремления малыша к себе, но принять в бесплатную группу отказался. Пары внимательных движений оказалось достаточно, чтобы остальную часть прогулки дама проделала по кругу, оттаскивая щенка, изо всех сил стремящегося туда, где ему досталась кроха взаимопонимания.

Как только щенок попадает к вам, сразу начинайте играть с ним, с полутора месяцев малыш неутомимо ищет обучающие ситуации, и если вы не предложите их ему, он организует их сам. Вряд ли он сам станет учить вести себя, как нужно вам, следовательно, обучение должно быть организовано хозяином.

Первая и ГЛАВНАЯ игра вашего малыша — «охота за мышкой». Мышку можно сделать из старого шерстяного помпона от детской шапки, если продеть сквозь него бельевую резинку. Резинка нужна, чтобы, подергивая за неё, оживить «мышку» при игре, не причиняя неудовольствия маленькому. Затем резинку можно заменить шнурком, помпон — матерчатой подушечкой, а затем резиновым мячиком. Игра заключается в том, что щенок ВСЕГДА убивает «мышку» и уносит её в укромное место. В игре могут принять участие все ваши знакомые и гости дома, когда они случатся.

Ваша цель в игре — развитие уверенности в себе у вашего питомца. Нормальные реакции взрослого необученного животного — недоверие, страх прикосновений, даже к хозяину. С этим нам как раз и нужно справится. Лучше играть со щенком на его уровне — на полу, на коленях, пуская его временами забраться нам на грудь, ощутив полную победу. Но иногда дайте понять щенку, кто сильнее на самом деле. Для этого ненадолго подержите его в одном положении, прижав к полу. Злоупотреблять этим не в коей мере нельзя, делать такое нужно редко, когда щенок, разыгравшись, вдруг больно нас укусит. Укус за руку — способ общения с хозяином. Нужно просто аккуратно научить малыша рассчитывать свои силы при общении.

Стоит упомянуть о так называемых альфа-собаках. Это животные с сильным инстинктом доминирования. Очень спокойно гулять с такой собакой по любым бандитским закоулкам, но дома альфа-собака хочет быть хозяином. Такой щенок требует внимательного обращения: следует не допускать конфликтных ситуаций, тщательно планируя все моменты взаимоотношений, жёстко отвлекая щенка от конфронтации, предлагая ему оправданные формы подчинения.

Не бойтесь, если ваш щенок будет излишне доверчив. Вы хотите развить в нём недоверие к посторонним? Сделайте это после года или полутора, попытки, предпринятые до установления характера, приведут к страху у собаки перед посторонними, и, как следствие, к неуправляемым неадекватным реакциям.

Нужно приучить щенка к гигиеническим нормам нашей жизни. На первом этапе можно оставить тряпку, которой мы убираем за малышом возле двери, уничтожая запах в других местах аммиачным раствором. На втором этапе, когда малыш привыкнет справляться на тряпке, вынесем тряпку на улицу в определённое место и завершим приучение. Для этого следует только выводить почаще малыша сразу после еды и питья в то место, где лежит его тряпка. Нужно помнить, что прогулки с полным животом никому не полезны, поэтому после еды выводят щенка только на гигиеническую прогулку.

Неизвестно, что принесёт больше вреда: отсутствие необходимого моциона в период прививок или возможность подхватить инфекцию. Лучше сохранить прогулки в этот период, но проводить их в местах, не посещаемых другими собаками. Такое мнение навязывать трудно, нужно выбрать самому, с чем предпочтительней жить: с гигиеническими проблемами или со страхом заболеваний, которые не исключены ни при каких предохранительных мерах.

Нужно, чтобы малыш знал свою кличку, для этого любое обращение к нему начинаем с его имени. Когда он станет откликаться на имя, следует использовать кличку только для привлечения внимания.

Затем нужно научить малыша подходить к нам. Кличкой, произнесённой с жёсткими интонациями, затормозим процессы, отвлекающие нашего ученика, потом ласково подзовём, показывая желанный предмет, подбадривая похвалой при подходе. Поощрением ему может быть: дома — миска с едой, на улице — маленький кусочек лакомства или удачная охота на шерстяную мышку.

Чтобы щенок знал место в доме, лучше кормить его именно на месте. Но заставлять насильно оставаться его в его убежище нельзя, чтобы малыш не ощутил ничего неприятного там, где он считает себя в безопасности. Терпеливое и внимательное отношение постепенно приведёт вас к желанной цели — щенок будет подолгу оставаться на месте.

Обучайте малыша терпеливо и ласково, всегда в игре.

Для развития хорошей хватки повесьте в дверном проёме шину от велосипеда на резиновом амортизаторе и покажите щенку, что это его игрушки. Потом, если ему случиться грызть нечто нужное, обменяйте полезный предмет на подвешенную шину, это разовьёт челюсти малыша, и сбережёт ваши вещи.

Чтобы малыш научился пользоваться носом, проведём по полу полосу кусочком мяса и разложим на неё кусочки лакомства. Это очень важная игра, которая сделает вашего щенка следовой собакой.

Нужно приучить щенка к поводку и ошейнику. Если сделать это с двух месяцев, играя с собакой, она этого даже не заметит. Поводок важнейшая вещь нашей собаки — он обеспечивает её безопасность.

Следует определиться, что непозволительно нашему малышу, и строго придерживаться заведенного порядка, отвлекая его от запретных действий, шлепком или рывком за поводок, но сразу за тем предложим ему интересную игру.

Придётся упомянуть, чего желательно не делать, если вы хотите хорошего приятеля:

1. Не отучайте его подходить к посторонним, не ругайте его при этом, и тем более не наказывайте, иначе можно вызвать трусливую, а значит неоправданно агрессивную реакцию по отношению к людям.

2. Не запрещайте становиться лапами на вас и ваших знакомых при подбегании поначалу, иначе собака будет соблюдать опасливую дистанцию. Дистанция затруднит контакт, ухудшит послушание, защиту. Лучше наклонитесь к малышу, чтобы ему легче было с вами общаться, и он не станет на вас запрыгивать.

3. Не выходите со щенком без лакомства, чтобы у него всегда был интерес к хозяину.

4. Не забывайте игрушку, общаясь со щенком, которая должна быть основным инструментом в общении. Ведь методики раннего обучения детей тоже предметны.

5. Не бейте щенка, не тычьте его мордочкой в его лужицы, лучше вывести его лишний раз. Полезней найти, за что похвалить малыша.

6. Не заставляйте его что либо делать без его собственной заинтересованности. Иначе вы получите плохой механизм вместо хорошего друга.

7. Побольше играйте с ним, не оставляйте его без внимания. Иначе он научится легко обходиться без вас и ваших команд.

8. Не набрасывайтесь на малыша за то, что он подобрал что-либо с земли на улице, лучше научите его всегда к вам подходить по первой команде. После запрещения сразу ласково его подзовите. Такой подход сразу решит проблему подбирания.

Всё перечисленное касается малышей до пяти месяцев. Щенков постарше учить нужно соответственно пожёстче, но всегда без прямого принуждения.

В небольшой главе трудно описать полностью методику обучения щенка. Поэтому обязательно нужен совет и наблюдение опытного дрессировщика. После воспитания первого пса до сдачи международного норматива высокого уровня любой становится профессионалом дрессировки, но если вы ещё такого не делали, вам нужна помощь специалиста.

Будьте ласковы и внимательны к малышу — это окупится сторицей.  
 
БИТЬ ИЛИ НЕ БИТЬ?

Гамлету и не снились мучения, одолевающие рядового собачника. Бить ли щенка, наказывать ли его за съеденные сапоги жены, за лужи на полированном паркете, за убитую мягкую мебель, за объеденное резное дерево гарнитуров. Говорят, память у собак короткая, и, если наказание следует через пять минут после проступка, оно не ассоциируется с ним. Это верно, но верно и то, что, наказывая собаку даже в момент «преступления», мы редко достигаем цели. Ведь наказание — это подавление не только ненужной нам деятельности, но и нервной деятельности вообще. Кроме того, «преступления» щенка доставляют ему удовольствие, иначе он бы их не совершал. Значит, как только щенок придёт в себя после наказания, он, скорее всего, снова сделает то же. Подобные действия так и названы «самоподкрепляемыми». Я определённо утверждаю — наказывать щенка ненужно и вредно. Есть много других форм управления поведением.

Чудесным осенним утром я шёл по дорожке парка с собакой. Свинцовая река, золочёные деревья, небо, как у Эль Греко над Толедо, очаровательная девушка идущая на встречу — всё это служило достойным фоном, на котором ярким пятном выделялся эмоциональный четырёхмесячный щенок стафордширского терьера, гоняющийся за парашютирующими листочками. Желание жить было написано на его морде огромными буквами. Он постоянно что то нюхал, хватал, таскал, откапывал.

Девушка, оказавшись хозяйкой малыша, устало, безнадёжно и безрезультатно призывала его, как ей казалось, к порядку жалобными возгласами. Я не удержался и позвал щенка, показывая ему мячик своей собаки, которую положил недалеко на перерыв между занятиями. Малыш кинулся отнимать игрушку. Он с энтузиазмом бегал у ноги, подбегал по команде. Получая игрушку в вознаграждение, он её радостно трепал. Чтобы посадить малыша у ноги… его приходилось размашисто хлопать по попке, что почти не отвлекало интереса щенка от игрушки.

— Как здорово! — сказала девушка, — а мне говорили, будто бить щенка нельзя, — заключила она с выражением на лице, будто пол жизни потратила попусту.

Я был увлечён малышом и пропустил реплику без комментариев. Наконец наигравшись с собакой, я разыскал палочку, дал красавице в руки вместо игрушки для её собаки. Пришлось заняться своим псом, который дрожал от нетерпения и ревности, лёжа невдалеке. Поэтому я вспомнил о реплике девушки только когда возбуждение моей собаки улеглось. Парочка уже исчезла из виду. Меня как будто током ударило — я осознал, какой вывод сделала томная красавица из увиденного.

Милая девушка! Битьё это одно, а дисциплинирующее воздействие — совсем другое. Если я хлопаю собаку по крупу, при этом не теряя концентрации её внимания на предмете, которым ею управляю, — я её дисциплинирую, если кто-то лупит собаку по голове газетой за то, что она ворует со стола — то он просто её лупит. И, поверьте, это принесёт мало пользы.

Придётся ввести в наше повествование маленький словарь — перечисление способов, которыми мы можем влиять на поведение наших питомцев:

• НАКАЗАНИЕ — ненаправленное ни на что определённое силовое воздействие, его результат — подавление, применять после команды его можно только для прекращения нежелательной агрессии (кавказец одного моего знакомого любил охранять выход на кухню от своего хозяина, за это хозяин лупил пса, подвешивая его на перилах на лестничной клетке — содержать кавказца в городе, на мой взгляд, нельзя, поскольку это вредно сказывается на состоянии собаки, кроме того, это слишком опасная собака в неумелых руках, а умелых немного. Описанный способ нельзя рекомендовать, но нужно отметить, что агрессия взрослой собаки, направленная на хозяина и его семью, должна немедленно, жёстко подавляться);

• ПРИНУЖДЕНИЕ — силовое воздействие, направленное на получение определённой формы поведения, его результат — подавленные реакции, демонстрация страха во время выполнения нужных действий, применять после команды можно только при очень сильных посторонних раздражителях, занимающих всё внимание собаки (если укладывать собаку насильно с помощью парфорса, собака будет бояться команды и выполнять её неохотно, в то же время сильный рывок парфорсом хорошее средство, чтобы отвлечь кобеля от драки);

• ДИСЦИПЛИНИРУЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ или отрицательное подкрепление — силовое воздействие, тормозящее ненужные реакции и формирующее нужное поведение на основании сильной заинтересованности животного, оно не должно нарушать эмоционального состояния собаки, его результат — нужное поведение, демонстрируемое с сильной заинтересованностью. Применяется после команды для коррекции поведения (хлопок по крупу для посадки собаки с одновременным показом игрушки и возбуждением словами);

• ПОДКРЕПЛЕНИЕ — различают положительное и отрицательное, действие любого характера (игровое, силовое), его результат соответственно — поддержание или торможение какой либо формы поведения, применяется после команды при формировании нужных форм поведения (похлопывание по грудной клетке во время возбуждения агрессии или хлопки между ушами для прекращения нежелательных действий);

• ПООЩРЕНИЕ — то, что полностью удовлетворяет животное. Бывает пищевое, игровое (игра с предметом), моторное (бег и прыжки, плавание, копание). Его результат — закрепление нужных форм поведения, применяется ТОЛЬКО после выполнения нужного действия полностью (предложение лакомства после выполнения нужных действий собакой);

• НАТАЛКИВАНИЕ — создание условий, в которых возможно только нужное поведение. Применяется вместе с командой, его результат — получение нужных форм поведения, демонстрируемых с заинтересованностью и удовольствием (можно занести лакомство над головой собаки одновременно с командой и наступить на поводок, так чтобы собака не могла прыгать, для её усадки).

• «МЕТОД РАЙЗЕРА» — назовём так последний способ формирования поведения, ведь мировую известность среди собачников он получил благодаря кассетам этого автора. Тут стимул появляется задолго до команды, собака как бы «знает» о его существовании, опыт подсказывает ей, что стимул нигде, кроме как у проводника, быть даже и не может. Нужное поведение получаем наталкиванием, поддерживаем подкреплением и закрепляем поощрением. Например: собака следит за нами, зная, что у нас всегда для неё припасена игрушка, командуем «сидеть» и вынимаем игрушку из-за пазухи, заносим её над головой собаки, наступая на поводок — собака начинает садиться (наталкивание), хлопаем собаку по крупу ладонью, ускоряя посадку (отрицательное подкрепление) и энергично хвалим собаку, чтобы её не испугал удар ладони (положительное подкрепление), когда собака садится слегка подбрасываем игрушку, собака её ловит, треплет и уносит (поощрение). Это описание сделано в традиционной для советских учебников по служебному собаководству форме.

Опишем метод с помощью терминов, предложенных в статьях Райзера: аппетенция заставляет животное следить за движением проводника, поскольку именно из его руки всегда появляется мячик. Следуя за движением руки, происходящим после команды, щенок выполнит любое движение, например сядет. Затем проводник вынет мячик — с помощью ключевого раздражителя заставит собаку совершить ряд действий, завершённый доставляющими ей удовольствие. Такое сочетание событий лучше всего запомнится животному.

Подведём итог. Для малышей до пяти месяцев для формирования поведения почти не применяют дисциплинирующих воздействий. Задача проводника в этот период убедить собаку, что жизнь интереснее всего с проводником, что проводника не нужно боятся, что прикосновение к проводнику — всегда удовольствие. Когда перечисленное сделано, можно вводить рывки поводком и сильные хлопки, которых будет со временем всё больше и больше, ведь требования к дисциплине собаки увеличиваются вместе с её возрастом. Вводя жёсткие воздействия, проводник помнит, что не им принадлежит формирующая роль, а желанным стимулам, и следит, чтобы жёсткие воздействия не подавляли животное.

Наказание — этическая категория, животному наказания непонятны, нужно просто направлять активность животного в нужное нам русло. Если животное делает что-либо нам не нужное, отвлеките его рывками за поводок, а не избиением. И сразу после рывка за поводок, или даже одновременно проводник покажет щенку любимую игрушку, подбадривая щенка голосом, предложит любимую игру, связанную с выполнением нужных нам действий. Тогда, как вы понимаете, это уже не будет наказанием.

Не следует также забывать о так называемых альфа-собаках, с которыми работать нужно жёстко и аккуратно, без конфронтации, с которыми не нужно работать без помощи специалиста.

Надеюсь, те, кого мучает вопрос, бить или не бить свою собаку, смогут теперь на него ответить и решат, какой из способов управления поведением выбрать. Решат в пользу Райзера и вашего скромного слуги, подготовившего этот разбор.  
 
СОБАЧЬЯ АЗБУКА: А, В, С. ЗКС, КС И ПРОЧИЕ СС.

В предыдущих разделах мы обсудили азы воспитания. Но наступает момент, когда собака вырастает настолько, что становится членом нашего общества — она контактирует с посторонними людьми, с другими животными, выполняет некоторые обязанности, которые мы на неё возлагаем, пользуется правами, которые мы для неё определим — словом, ведёт сложную общественную жизнь. Как всем членам общества, нашей собаке необходим некоторый уровень умений общежития. Нужны и документы, его подтверждающие, или ориентиры, на которые равняется наша собака. Словом, необходимы идеалы для собачьих устремлений в воспитании.

Такие идеалы описываются сборниками нормативов, самый известный из них — старый нормативный сборник ДОСААФ. Это сложный объёмный документ, даже прочесть который не всегда по силам рядовому владельцу служебной собаки. К сожалению, дрессировщики, претендующие на то, что они якобы являются поклонниками этого документа, порой, и сами не ориентируются в его содержании.

Сборник ДОСААФ по нормативам дрессировки включает ряд курсов, базовым среди которых является общий курс дрессировки, сокращённо — ОКД. Кроме ОКД сборник включает также курсы названные специальными: ЗКС — защитно-караульная служба, КС — караульная служба, РС — розыскная служба, ПСС — поисково-спасательная служба, и ещё несколько курсов, о которых сейчас, наверное, уже никто не помнит. Рассмотрим базовый курс ДОСААФа по послушанию.

Вот навыки ОКД:

1. Движение рядом с проводником.

2. Показ прикуса, отношение к наморднику.

3. Посадка, укладка, стойка с расстояния 15-и метров.

4. Подход к проводнику.

5. Возвращение на место.

6. Подача предмета.

7. Отношение к корму.

8. Прекращение нежелательных действий.

9. Отношение к выстрелу.

10. Преодоление препятствий.

Перечень навыков не вызывает сомнений, они все кажутся нужными в большей или меньшей степени, но система их оценки удивляет.

Например: движение у ноги считается удовлетворительным, если собака не уходит дальше двух метров от проводника! Недаром сегодня некоторые умники утверждают, что если собака будет двигаться по команде «рядом» в метре позади проводника, писая временами на встречные кусты — это не исказит навыка. Подход к дрессировщику совершается не более чем за четверть минуты! Некоторые люди, называющие себя дрессировщиками, говорят, будто собака должна утверждать собственное я медленным подходом! За время такого подхода можно привести в боевую готовность находящуюся на марше ракетную батарею и уничтожить населённый пункт величиной с Москву. Аппортировочный предмет считается поданным, если собака бросила его на расстоянии 99 сантиметров от проводника.

Удивление пройдёт, когда мы откроем страницы методик, где прочтём, как подход к проводнику воспитывается с помощью рывков за длинный поводок, движение у ноги получают рывками строгого ошейника, а аппортировку рекомендуют один, два раза за занятие.

Кроме того, что животное делается вялым и неактивным возле проводника из-за жёстких методик, система испытаний ДОСААФа тормозит всё его развитие. Ведь поисковые службы оцениваются ПОСЛЕ сдачи общего курса, а значит, работа по тренировке различения запахов проводится уже во взрослом состоянии собаки, трёхмесячный возраст — наиболее подходящий для этого (сенситивный период) — оказывается упущенным, и защитные функции получают развитие намного позже, чем нужно, ведь уже 3-4-месячного щенка нужно аккуратно учить хватать мягкие предметы.

В чём же дело? Неужели составители сборников были настолько глупы? Нет, конечно, просто они выполняли заказ на основании двух заказных принципиальных положений. Первое заключено в необходимости каждому из 250-и миллионов граждан огромной страны, «будь он хоть негром преклонных годов», понятно изложить, как научить собаку выполнять строевые приёмы на Первомайском параде, второе заключено в непризнании за собакой прав на какие-либо реакции, более сложные, чем у червяка, препарируемого на уроке природоведения. Заказ делался в тридцатых годах высшими чиновниками армии, чью интеллектуальную девственность и сохранил для потомков разбираемый документ.

Европе не повезло в смысле участия в первомайских парадах, а отношение к собакам, как к партнёрам, там является привычной нормой. Дрессировщики у «них» давно повернулись лицом к собакам, благодаря чему оставили далеко позади ДОСААФовский подход.

В международной системе аттестации основное внимание уделяется уровню контакта собаки и проводника, желанию собаки работать. Ни один судья на аттестации по международной системе не потерпит подхода собаки к проводнику за четверть минуты, или хождения собаки у ноги в двух метрах от проводника. Кроме того, международная система подразумевает гармоничное развитие собаки и включает три раздела: А — следовую работу, В — послушание, и С — защиту в одном испытании, проводящимся по разделам.

Отдельно взятые навыки по послушанию международной аттестации (IPO-1), без системы оценки, может быть, даже проигрывают при сравнении с навыками ДОСААФа в глазах непосвящённых:

1. Движение у ноги на поводке и без него с проходом через группу.

2. Усадка собаки из движения у ноги

3. Укладка из движения и подзыв.

4. Аппортировка на ровной местности, и через барьер.

5. Посыл вперёд с укладкой по команде.

6. Выдержка с отвлечением животными и людьми.

7. Проверка устойчивости к выстрелу при движении у ноги.

Тот, кто держал в руках поводок, сразу видит, насколько сложнее аппортировка через препятствие аппортировки с бросанием предмета «в метре от проводника», насколько выдержка с отвлечением в течение минимум пяти минут, сложнее выдержки, проверяемой при возвращении на место в ОКД, в течение 30 сек.

Правда, сложность навыков не является здесь преимуществом, преимуществом является уровень контакта с животным, позволяющий усложнять программу в направлении усиления самых применяемых реакций.

Кроме международной системы испытаний существуют специальные европейские программы. Это испытания, называемые следовая собака и защитная собака. Испытания содержат те же разделы, но имеют соответственные акценты — усложнения в соответствующих разделах.

Пора подводить итоги. Взросление своей собаки я отмечаю сдачей испытаний по международной системе. Я считаю её более продвинутой к совершенству взаимопонимания с собакой, чем, например, ДОСААФовский курс, не говоря уж о самосделанных всевозможных «специальных службах», именуемых иногда СС. Любому владельцу служебника я желаю полного взаимопонимания со своим питомцем, а на пути к взаимопониманию — удачного участия в испытаниях по международной системе аттестации.  
 
А — СЛЕД

Бледно серое небо проясняется до праздничной голубизны, и из малиновой лужи в облаках над недалёким шоссе выползает алый огромный шар. Старые яблони сада, им уж более шестидесяти лет, тянутся в пространство, жадно вбирая свет и воздух.

Я с собакой иду по садовой дороге, напрочь разбитой телегами, густо поросшей росистой травой. Нам предстоит следовое занятие. На мне резиновые сапоги, плотный свитер, куртка, но мне зябко. Пёс заинтересованно суёт нос в каждую ямку на дороге, обнюхивает каждую приметную былину, он тоже только просыпается, как и всё окружающее пространство. Собаки спят урывками и хоть быстрее нас приходят в себя после сна, но и им для этого нужно время. Постепенно нарастающие потоки цвета, запаха и звука, проникающие в маленький череп, требуют внимательной регулировки и сортировки.

Крестьяне выкашивают сад, заготавливая фураж для кроликов, что делает его удобным полигоном для нас с Чернышом. Годится любое междурядье, но мы идём в глубь сада, чтобы ощутить просыпающийся, входящий в нас мир. Хватит! Вот яблоня, к которой я привяжу собаку.

Пёс жалобно зовёт меня, когда я ухожу на прокладку, ему кажется несправедливым, что я оставляю его, но проходит минута, другая, он понимает что происходит, и успокаивается.

Несколько шагов вперёд, оставляю метку — втыкаю левой рукой шампур от электрогриля с насаженным дном от красной пластиковой бутылки. Несколько шагов назад — и опять возвращаюсь к метке. Начало следа должно быть очень ясным. Останавливаюсь справа от метки, укладываю под ноги лакомство — сегодня это не очень отстиранный коровий желудок, разрезанный на кусочки величиной с фалангу мизинца. Вряд ли кто — либо из моих знакомых назовёт такое лакомством, но Чернышке это нравится — о вкусах, как говорится, не спорят. Отмечаю начало прокладки по часам — 6.10.

Прокладка — дело, не терпящее суеты, каждый шаг нужно сделать, плотно опуская ногу на землю, через каждые десять — двадцать шагов проложить лакомство, по куску в каждый след, от двух до пяти кусков подряд. Всего я пройду около девятисот шагов. Слишком петлять в междурядьях я не буду, но поворотов шесть сделаю. После поворота через шаг кладу пару кусков лакомства, в каждый след по одному. Повороты я делаю под прямым углом, то вправо, то влево, чтобы не пересечь собственный след.

Я иду по невысокой траве, сбивая росу, ощущая зелень под ногами как непрерывную, вечную реку, считаю шаги и наблюдаю фонтаны деревьев, роняющие в зелёную рябь брызги спелых цветастых яблок.

Рука в голенище нащупывает тёплую рукоятку охотничьего ножа. Она аккуратно отделана деревом, металлом и пластиком. Нож когда-то притащили мне мальчишки, с которыми я возился, обучая их договариваться с их же собаками. Когда я засомневался, пригодится ли мне такая хищная игрушка, мальчишки авторитетно заявили, что оружие мужчине никогда не помешает. Я кладу нож в отпечаток сапога. Через каждые сто восемьдесят шагов я оставляю какую-нибудь вещь: ножны, ключи от дома, от машины, часы, любимый чернышкин мячик. Перед предметом стоит положить пару кусков лакомства, после предмета через шаг или два ещё пару кусков, чтобы собака легко находила и аккуратно отмечала предметы, чтобы быстро возвращалась к работе по следу. Мяч оставлю на сладкое — на конец. За мячом ещё несколько чётких отпечатков и можно возвращаться на дорогу.

Прямо над дорогой, над самыми яблонями висит огромный солнечный шар, разбрасывая струи тепла и света. Собака встречает меня радостными рывками, но я прохожу мимо — след должен остыть, я подхожу к машине оставленной за поворотом, так, чтобы не видела собака. Время — 6.25.

Можно было бы и отвязать собаку, но лишние ощущения ему сейчас ни к чему, предстоит серьёзная работа. Чем больше поскучает пёс без дела, тем охотнее станет на след.

Я снимаю куртку, достаю за задним сидением дощечку в ладонь шириной и в две ладони длинной. Прохлада забирается под свитер. Небольшой резиновый мяч нужно удерживать на уровне глаз, а дощечку на уровне пояса поворачивая вокруг продольной и поперечной оси двумя руками. Прыгающий перед глазами мячик — отличный индикатор состояния сознания. Как только сознание попадает во власть эмоции: агрессии, самодовольства, самоуничижения, мячик летит в кусты. Это замечательный китайский способ увидеть собственными глазами собственную душу. Сейчас мне необходимо сознание чистое, ясное и спокойное, чтобы не мешать собаке в работе и помочь вовремя, если будет нужно. Пятнадцать минут я отлавливаю китайской ловушкой всё мелкое и ненужное, проросшее в моём сердце за прошедшую ночь. Тело, освобождённое от постоянного деспотизма бытовых мыслишек, впускает в себя мировые потоки, а сердце улавливает унисон мировых пульсаций.

Я представляю себя входящим в метро с китайской штучкой. Мячик укатывается в траву. 6.40.

Побочный эффект китайской штучки заставляет меня снять свитер, футболку и сапоги — жарко! Росистая трава приятно щекочет подошвы, кожа вбирает солнце. Захватив рулон следового поводка, иду к собаке, а она тянется ко мне изо всех сил.

Берусь за карабин следового поводка и бросаю за спину рулон. Я слышу, как с тихим шорохом он раскатывается в траве, а пёс выпрыгивает из собственной шкуры, так он соскучился по работе. Как только отстёгиваю его от привязи, он тут же утыкается носом в землю. Отрываю его от земли, чтобы он не нахватался лишних впечатлений, и вот мы тащим друг друга к началу следа. Мгновенно он становится на след и, прошивая его носом, справа налево, слева направо чётко идёт вперёд. На пальце поднятой руки надет темляк поводка, который связывает меня с собакой. Меня захватывает сосредоточенность, целеустремлённость пса. Он проскакивает поворот на несколько шагов, секунда колебаний и снова уверенно — по следу. Я хвалю его, а он отмахивается хвостом — слышу, мол, но занят больно. Собака замирает и укладывается, вопросительно развернувшись ко мне мордой. Ну конечно молодец, хорошая собака! Это он показывает мне найденный нож. Я подхожу, вынимаю из поясной сумки лакомство и скармливаю его прямо над ножом. Не забывай, что работаешь! Поднимаю нож над головой (так демонстрируют обнаруженный предмет) и командую — нюхай! Черныш кидается дальше. Нужно помнить, где положены предметы, и напомнить о них собаке с помощью поводка, если нужно. Я как бы вижу этот след благодаря Чернышу, будто он прочерчен на зелёной траве чёрной краской.

Наконец мячик! Я отстёгиваю поводок, бросаю мячик на разбитую дорогу. Мячик скачет по выбоинам, за ним скачет Черныш. Мячик высоко подпрыгивает, и собака в упругом прыжке заканчивает мимолётную охоту. Пёс бежит ко мне, высоко поднявши хвост, слегка подбрасывая пойманную игрушку. Он хочет побороться со мной, он хочет, чтобы я прикинулся, что слабее его, и позволил ему отнять у меня мячик. Обязательно доставлю ему такое удовольствие.

Мы идём навстречу гигантскому, в половину осеннего ясного неба огненному шару, сквозь прошитое струями птиц пространство потока вечной жизни, по малахитовым волнам сверкающей росой, свободно текущей из земляного тела травы, мы касаемся шершавых стволов древесных гейзеров, мечущих к солнцу тучи зелени, слышим, как с тихим стуком падают к нашим ногам спелые капли разных оттенков красного, слушаем хоралы утреннего ветра, рождаемые в серебряных облаках листвы.

Время останавливается, душа неуверенно расправляет занемевшие крылья, с каждым шагом в грудь врывается зябкая волна раскалённого солнца, ещё несколько взмахов, ещё несколько размашистых душевных движений и уже ничто не вырвет меня из этого огненно-золотого смерча вечности. Вот и машина. С сожаленьем оставляю крылья в придорожной траве — представьте себе — с этим да за рулём — их никто не возьмёт, а снаряжение необходимо внимательно проверить. Завожу мотор, собака прыгает на заднее сиденье, обвожу взглядом чудесную округу, до завтра, место! 6.55.

Необходимое снаряжение: поясная сумка с лакомством (200гр.), несколько следовых предметов, мяч, следовой поводок, яркая метка на колышке, привязь для собаки, часы.

Лучшее время: раннее утро, пока не просохла роса и не затоптан полигон.

Лучшее место: пространство, заросшее невысокой травой (до середины голени), размером 200 на 200 метров. Для начала ровное.

Рабочий режим: лишение собаки ощущений — оставление на привязи во время прокладки и состаривания следа (30 минут для сдачи международного норматива второй ступени). Две — три минуты энергичной игры после прохождения следа. При длине следа 300 и более метров может быть достаточно однократного повторения.

Рекомендация: при ветре первую часть проложить по ветру для адаптации, вторую — против. Траектория прокладки может быть П-образной. Лучше перед следовым занятием не наедаться, ведь столько придётся кланяться. И пса лучше тоже не кормить.  
 
*
 
*
 
*
 
*
 
*
 
*
 
*
 
*
 
*
Страницы: 1 2 След.